Найти в Дзене
o_selfedu

Про пользу визуальных конспектов (скетчей)

Оглавление

Как и зачем делать визуальные заметки? Что лучше: конспект или скетч? Какие приложения подойдут для рисования? Разберём эти вопросы в статье.

Начнём с самого главного. Как делать скетч?

1️⃣ Внимательно слушаем говорящего.

2️⃣ Понимаем, концентрируемся на значимых идеях.

3️⃣ Делаем визуальные заметки, которые содержат и слова, и картинки.

«Я не умею рисовать», — моя отговорка от всех визуальных заметок. Но! Разве я не могу нарисовать квадрат, круг, треугольник, линию и точку? Могу. Это и есть основы для скетчинга. И это значит я могу дальше практиковать использование визуальных заметок. Не стоит торопиться. Идите к успеху постепенно.

Основы скетчинга
Основы скетчинга

Выделяют несколько моделей скетчей:

  • ЛИНЕЙНЫЕ - показывают информацию по диагонали с верхнего левого угла в нижний правый угол;
  • ЛУЧЕОБРАЗНЫЕ - по образцу ментальных карт, основная идея в центре;
  • ВЕРТИКАЛЬНЫЕ - информация представлена сверхну вниз линейно;
  • ТРАЕКТОРИАЛЬНЫЕ - создают своеобразный путь для информации (подобно буквам Z, C, W, G);
  • МОДУЛЬНЫЕ - разделяют пространство на странице на модули;
  • НЕБОСКРЕБЫ - серия модульных длинных вертикальных панелей;
  • ПОПКОРН - информация размещается в случайном порядке.

В чём польза скетчей?

Скетчи одновременно активируют и вербальный, и визуальный режимы. Ваше сознание полностью задействуется в процессе слухового восприятия, синтеза, усвоения идей и выражения их на бумаге.

Когда вы полностью задействуете своё сознание, это помогает лучше запоминать и точнее восстанавливать созданные ранее ассоциативные цепочки. Помните мою статью про методы запоминания с помощью ассоциаций?

Когда мы пишем текст под диктовку (если это не диктант, конечно), то мы можем делать это на автомате без какого-то осмысления и запоминания. А вот скетчи развивают концентрацию.

Кстати, визуальные заметки и своеобразные ментальные карты практикуются в технике скорочтения.

Да и польза от обучения «в движении» больше. То есть, когда разум (слышим и видим, обрабатываем) и тело (рисуем образы и пишем) взаимодействуют.

-2

Теория двойного кодирования была предложена в 1970 году Алланом Пайвио (канадский психолог, известный своими работами в области психологии памяти).

Согласное этой теории, мозг использует для обработки информации всеобще два канала: вербальный и визуальный. Когда оба режима активны, наш мозг создает ассоциативную библиотеку слов и образов с помощью ментальный перекрёстных ссылок между ними.

Перекрестные ссылки между словами и образами
Перекрестные ссылки между словами и образами

Как скетчи помогут развить активное слушание?

«Активное слушание» - это термин, который часто употребляется в коммуникации. Он означает включённость собеседника в разговор. Так вот скетчи помогут развить этот навык. Активное слушание лектора и рисование скетчей помогает запечатлеть важные идеи.

Мобильные приложения

Скетчи прекрасны тем, что рисовать их можно где угодно. Достаточно листа и ручки. Если вы делаете цифровые конспекты на планшете, то можно использовать обычные заметки или приложения для рисования. В этих приложениях собраны различные инструменты, которые помогут сделать красивые скетчи:

  • Sketchbook
  • Tayasui Sketches
  • Концепты
  • Paper

Да, скетчи не слишком подробны, зато просты и понятны. И у вас всё получится 😉

Еще больше полезный книг по тегу #читаю книги меняюсь к лучшему

-4

———•———•———

#скетч #визуальные заметки #скетчноутинг #как учиться #педагогу #студенту #преподавателю #методисту #майк роуди