Официально новый револьвер был принят на вооружение в 1895 году и практически сразу завоевал уважение в русской армии: по своим боевым характеристикам и надежности он намного превосходил состоявший тогда на вооружении револьвер системы Смит-Вессон, а уж размеры и вес нового револьвера и вовсе были вне конкуренции. Его первое боевое применение российской армией произошло в 1900-1901 годах, когда Русский экспедиционный корпус принял участие в подавлении так называемого «боксерского восстания» в Китае. История даже сохранила имя человека, который первым выстрелил по противнику из русского Нагана. Им оказался командир сводной роты 12-го Сибирского полка поручик Станкевич: при взятии сильно укрепленной крепости он одним из первых ворвался в расположение врага и застрелил двух нападавших на него китайских солдат. А всего в руках русских бойцов Наган с честью прошел пять больших войн и огромное количество малых вооруженных конфликтов.
Как мы помним, по условиям контракта Россия должна была в течение трех лет закупить 20 тысяч револьверов, произведенных на фабрике «Леон Наган и КО» в Люттихе (Льеж, Бельгия). Затем бельгийская сторона обязана была предоставить инструменты и лекала для запуска производства револьверов в России. В связи с этим в 1897 году вышел указ о закупке американских и английских станков для установки на Императорском Тульском оружейном заводе. В 1898 году российское производство Нагана началось, а уже к июню 1901 г. в Туле было выпущено 90.000 револьверов отечественного производства, причем по более низкой цене (22 рубля 60 копеек против 32 рублей у бельгийцев). Вообще-то госзаказ на десятилетие (с 1895 по 1905 год) составил 180.000 единиц этого револьвера; однако начавшийся финансовый кризис и связанная с ним нехватка средств привела к резкому сокращению ассигнований Военному министерству, и как следствие, к снижению производства оружия в 1903 году. Но когда началась Русско-Японская война, тульским оружейникам было предписано срочно изготовить еще 64.830 Наганов (правда, до конца войны удалось выпустить лишь 62.917 единиц).
Уже в Русско-Японской войне Наган не раз успешно применялся в бою. Так, например, в августе 1904 года совершил свой подвиг капитан 2-го ранга Александр Васильевич Лебедев, командир крейсера «Забияка». Во время обороны Порт-Артура он сошел со своей командой на берег для отражения японского штурма. Защищая порученный ему форт, кавторанг Лебедев с саблей в одной руке и Наганом в другой на глазах сослуживцев уничтожил 20 атакующих японских солдат прежде, чем был убит прямым попаданием артиллерийского снаряда. А под Вафангоу именно Наган спас жизнь унтер-офицеру Приморского драгунского полка Аввакуму Волкову. Направленный в разведку под видом китайского крестьянина, Волков при возвращении с полученными сведениями натолкнулся на японский конный разъезд численностью до взвода солдат. Японцы по каким-то признакам поняли, что перед ними не китаец и попытались захватить разведчика. Аввакум выхватил из-за пазухи подаренный ему командиром полка офицерский самовзводный Наган, застрелил командира разъезда и шестерых гусар; прежде чем остальные японцы опомнились, вскочил на одного из освободившихся коней и ускакал к своим под запоздалыми пулями врагов…
Однако героизм рядовых бойцов не мог компенсировать многочисленные ошибки высшего командования. Поражение в дальневосточной войне поставило финансы императорской России на грань краха, и Тула вновь сократила выпуск оружия. Пытаясь сохранить квалифицированные кадры, ГАУ (Главное Артиллерийское Управление) в 1908 г. разрешило Тульскому заводу, до сих пор работавшему только на него, изготавливать револьверы по частным заказам отдельных воинских частей и других ведомств, которые сами оплачивали производство оружия для них. Таким образом, с 1908 по 1910 г. было изготовлено 38.133 офицерских и 5.202 солдатских Наганов. Любопытно, что в это время новым армейским револьвером заинтересовалась и российская полиция; полицейские управления многих городов обращались к руководству с просьбами разрешить им заказывать армейские Наганы для замены устаревших Смит-Вессонов. А вскоре револьверы Наган появились и на прилавках частных оружейных магазинов: это был еще один способ финансирования оружейного предприятия без участия государственных средств. Правда, гражданскому населению Наганы продавались в «ослабленном» виде – в них отсутствовала система обтюрации (барабан в момент выстрела не насаживался на ствол). Магазинная цена «цивильных» Наганов составляла от 25 до 30 рублей (примерно половина месячного жалования колежского секретаря или подпоручика армии); за сотню патронов к Нагану брали 8 рублей 50 копеек.
Только опасность новой войны заставила правительство вновь увеличить финансирование военных заказов, и в 1910 – 1913 гг. армия получила еще 175.589 револьверов. Однако впереди было новое испытание. В то время во многих странах началась разработка принципиально нового оружия – автоматических пистолетов. Если поначалу Наганы выигрывали за счет простоты и надежности, то вскоре быстро развивавшиеся самозарядные пистолеты заставили их потесниться на оружейных рынках благодаря своему бесспорному преимуществу в скорострельности. Пришлось и в России обсуждать проблему замены револьвера подобным пистолетом. Сторонники пистолетов справедливо указывали на медленную перезарядку Нагана; некоторые ссылались так же на неудобство ношения револьвера из-за выступающего барабана.
Однако проблема замены личного оружия оказалась куда сложнее, чем представлялось. Ведь не было никакой гарантии что, истратив колоссальную сумму на разработку и налаживание производства нового образца, удастся окупить ее преимуществами пистолета. Военные специалисты приводили, казалось, вполне разумные возражения; прежде всего, они касались быстроты перезарядки и скорострельности. Сторонники сохранения револьвера заявляли, что в условиях скоротечного боя емкости 7-зарядного барабана в Нагане будет вполне достаточно, и вряд ли, расстреляв патроны, кто-то успеет перезарядить оружие; они считали, что это относится и к любому автоматическому пистолету. Таким образом, у российского руководства возобладало мнение, что быстрота перезарядки столь важная для винтовок, у короткоствольных образцов не является решающим фактором – на первый план выступает емкость барабана или магазина. В результате не очень значительная разница в боевых характеристиках револьверов и ранних пистолетов при более высоких служебно-эксплуатационных качествах первых и многочисленных еще конструктивных недостатках вторых убедили руководство ГАУ, что в данный момент необходимости замены Наганов нет. А желающим сменить оружие офицерам разрешили приобретать пистолеты - за свой счет. На том дискуссию и прекратили. (Если кого-то из читателей интересуют подробности этого вопроса, то здесь я уже выставлял статью по данной теме).
Между тем русские оружейники стремились расширить возможности Нагана. Так, в 1912 – 1913 гг. для отдельного корпуса пограничной стражи выпустили некоторое количество револьверов с удлиненными до 300 мм стволами и деревянным прикладом. Это оружие предназначалось для конных пограничников и позволяло вести прицельную стрельбу на дистанцию до 100 м. Однако большие размеры (общая длина почти 700 мм), невысокая убойная сила легкой револьверной пули (заметно снижавшейся при стрельбе на значительную дистанцию) и все та же «мешкотность» перезарядки побудили отказаться от удлиненного Нагана. Тогда же разработали вариант револьвера со стволом длиной 200 мм и съемным деревянным прикладом для вооружения нижних чинов в технических войсках (пулеметчиков, связистов, телеграфистов, саперов), которым раньше выдавали и винтовки, и револьверы. Но и эту модель сочли неприемлемой.
К лету 1914 г. русская армия была почти полностью оснащена современным короткоствольным оружием. На 20 июля в ней имелось 424.434 Нагана всех модификаций (вместо 436.210, положенных по штату). Боевые потери собирались восполнять силами государственных заводов, но уже в первый год войны эти расчеты были опрокинуты – войска стали ощущать недостаток всех образцов оружия. Военному ведомству пришлось закупать его за границей и спешно реконструировать свои предприятия. Для увеличения выпуска оружия срочно закупили новые станки в США и Великобритании, а также реквизировали необходимое оборудование на частных предприятиях. Переоснащение Тульского оружейного завода позволило расширить производство Наганов. До войны предусматривали выпуск в объеме 60.000 ежегодно; но благодаря усилению мощностей в 1914 г. армия получила 76.000, а в 1915 – 131.800 Наганов. Всего же в 1914 – 1917 гг. было произведено 474.800 револьверов, то есть больше, чем за предыдущие 15 лет. Причем в подавляющем большинстве производились револьверы с самовзводом. Ведь в царской России «офицерские» и «солдатские» Наганы выпускались в примерном соотношении 8-10 к 1-му. Дело в том, что револьвер должен был иметь каждый российский офицер, причем не только армейский, но и флотский. Подавляющее же большинство солдат вооружалось винтовкой, револьверы выдавались в основном солдатам, обслуживающим тяжелое оружие или громоздкую технику, в работе с которыми винтовка мешала. Обычно это были 1-е номера станковых пулеметов, телеграфисты и телефонисты, 1-е и 2-е номера орудийных расчетов в артиллерии, мотоциклисты, водители и пулеметчики бронеавтомобилей. Насколько мне известно, «солдатские» Наганы имели еще и вахмистры кавалерии, а также знаменосцы и горнисты.
Первая мировая война была войной тяжелого оружия; «главную скрипку» в ней играли крупнокалиберные орудия, пулеметы, броневики, танки и аэропланы. Тем не менее, и легкие короткоствольные Наганы так же не раз показали себя в бою, спасая жизни своих владельцев. Так, например, в августе 1914 г на Юго-Западном фронте у деревни Ярославицы в конном бою отличился командир эскадрона 10-го Гусарского Ингерманландского полка поручик Барбович. Во время сабельной схватки он попал в тяжелое положение: русского гусара окружили сразу несколько австрийских кавалеристов. Понимая, что сейчас его просто изрубят, поручик отбросил прочь свою шашку и выхватить револьвер. В течение секунды два убитых австрийца упали со своих лошадей, а еще двое подняли руки вверх, сдавшись на милость храброго русского офицера.
Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война открыли новую страницу в истории этого револьвера. Наган стал самым известным революционным оружием, а в русском языке фамилия оружейника стала именем нарицательным, и Наганом называли теперь вообще любой револьвер. В годы разрухи его производство заметно сократилось; тем не менее, с 1918 по 1920 год было выпущено еще 175.115 револьверов Нагана.
В годы маневренной гражданской войны, изобиловавшей кавалерийскими стычками и внезапными нападениями с близкой дистанции, роль короткоствольного оружия заметно возросла. И Наган среди «короткостволов гражданской» был самым массовым и популярным образцом. Хотя благодаря кинематографу у нас прижилась легенда, что наиболее распространенным оружием командиров гражданской войны являлся знаменитый харизматичный Маузер С.96, на самом деле многие имевшие богатый боевой опыт бойцы предпочитали тогда разнообразным пистолетам, распространившимся за годы войны по России, более надежный и неприхотливый револьвер. Ведь в условиях маневренной полевой войны, когда зачастую было невозможно вычистить запыленное и заляпанное грязью оружие (а часто и из-за отсутствия оружейного масла – в стране царила разруха!) новомодные пистолеты то и дело отказывали, Наган же стрелял в любых условиях. В этом плане очень показателен случай, произошедший с комдивом из 1-й Конной армии Окой Городовиковым. В феврале 1920 г на берегу реки Маныч волей случая он оказался один против полуэскадрона белых кавалеристов. Городовиков взялся за свой наградной Маузер С.96 и попытался отстреливаться, но тот молчал: на морозе замерзла смазка! Тогда Ока Иванович выхватил все еще остававшийся у него Наган; револьвер заработал, несмотря на мороз. Городовиков застрелил трех казаков и благополучно оторвался от преследователей …
Правда, по целому ряду причин качество произведенных в годы гражданской войны револьверов и патронов заметно снизилось. Оно начало снижаться еще на протяжении 1-й мировой войны; в гражданскую же его падение стало просто катастрофичным. Уже в 1915-1917 годах недостаток запасов бездымного пороха вынуждал снаряжать часть патронов порохом дымным («бурым ружейным»). Однако в годы гражданской войны дело стало совсем плохо: рост производства шел почти целиком за счет качества. Особенно упало качество патронов – из-за экономии материалов навеска даже дымного пороха была уменьшена, что значительно снизило мощь выстрела; плохо изготовленные капсюли начали давать частые осечки.
Только этим можно объяснить пусть нечастые, но все же являющиеся фактом случаи отказа Нагана. Так, во время подавления Антоновского мятежа в 1921 году комбриг Григорий Котовский трижды стрелял из Нагана в атамана мятежников Ивана Матюхина, и – дело невероятное для этого оружия! – подряд три осечки… При этом Котовский держал в руке новенький Наган, только что присланный с завода; «свежими» были и патроны, находившиеся в барабане этого револьвера… Вот так сказывалось на боевых возможностях даже самого надежного оружия его производство в неразберихе, штурмовщине и бесконтрольности гражданской войны! Револьверы, выпушенные в царское время, такого себе никогда не позволяли. Недаром командующий Восточным, а затем Южным фронтами Советской республики М.В. Фрунзе позже вспоминал: «Качеству Нагана производства военного времени мы не особенно доверяли, и каждый командир предпочитал изделия до 1914 г.». Восстановить нормальный уровень производства удалось лишь в середине 20-х годов, но это уже совсем другая страница в истории знаменитого револьвера...
Дополнительные статьи моего канала по теме «Револьвер Наган»:
Главный револьвер Российской империи (1): почему именно Наган?
Главный револьвер Российской империи (3): = Главный револьвер Советского Союза
Русский револьвер Наган и его родственники
Русский револьвер Наган и его конкуренты
Другие статьи моего канала о короткоствольном оружии:
Личное оружие для российского пилота (1) - 1914-1933 гг.
Личное оружие для российского пилота (2) - 1933-2020 гг.
1МВ: оружие армии Австро-Венгерской империи. Револьверы и пистолеты
1МВ. Короткоствольное оружие Британской армии
Британские револьверы: Адамс против Кольта
Его Величество Револьвер (1): явление Кольта (6 статей о револьверах гражданской войны в США)
Малютка Маузер - забытый любимец
Какие пистолеты царское правительство рекомендовало покупать русским офицерам
Самый популярный полицейский револьвер мира
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи по разным вопросам военной истории…