Найти в Дзене

В поисках имени маленького раба на портрете патрона Йельского университета: как быть музею?

Специалисты пытаются идентифицировать африканского мальчика-пажа, а общественность думает, что делать с портретами белых работорговцев, эксплуататоров и коррупционеров, в честь которых назван престижнейший университет (и не один).

Джон Верелст (приписывается). Портрет Элайху Йеля с членами семьи и порабощенным ребенком, ок. 1719. Коллекция Йельского центра британского искусства, США.
Джон Верелст (приписывается). Портрет Элайху Йеля с членами семьи и порабощенным ребенком, ок. 1719. Коллекция Йельского центра британского искусства, США.

Весь год специально собранная исследовательская группа изучала групповой портрет, который находится в коллекции Центра британского искусства Йельского университета в США, чтобы установить личность прежде игнорируемого пажа африканского происхождения.

Элайху Йель, британско-американский торговец и филантроп, а также рабовладелец и колонизатор рубежа XVII и XVIII веков (в это время избирательная любовь к ближнему была обычным делом), обессмертил свое имя следующим образом. В 1718 году к нему обратился представитель Энциклопедической школы штата Коннектикут, основанной в начале XVIII века. Школе требовались деньги на строительство нового здания, и живущий в достатке бывший губернатор Мадраса, смещенный за коррупцию, выделил средства. В благодарность покровителю школа была переименована в Йельский колледж, и в качестве университета известна ныне.

Что же несчастный безымянный мальчик?

Джон Верелст (приписывается). Портрет Элайху Йеля с членами семьи и порабощенным ребенком (фрагмент), ок. 1719. Коллекция Йельского центра британского искусства, США.
Джон Верелст (приписывается). Портрет Элайху Йеля с членами семьи и порабощенным ребенком (фрагмент), ок. 1719. Коллекция Йельского центра британского искусства, США.

Его история столь печальна, сколь обыденна для тех времен. В XVII-XVIII веках была распространена практика вывоза детей примерно до 10 лет из колоний в Британию, где они становились слугами в богатых и знатных семьях, своеобразными предметами роскоши. Поэтому одетый в добротный костюм мальчик оказался на полотне со своими господами, видными чиновниками метрополии, желавшими подчеркнуть свой статус.

Формально, в пределах Великобритании рабство было вне закона, что не помешало тысячам взрослых и детей быть насильно перевезенными и проданными другим хозяевам или даже повторно украденными впоследствии. Металлический ошейник, который изображен и на слуге на портрете Йеля, не снимался и служил опознавательным знаком раба, хотя и не предназначался для приковывания к цепям.

Как ни печально, но то, что мы никогда не узнаем имени и полной истории этого мальчика, есть результат бесчеловечной колониальной политики, до сих пор косвенно отравляющей жизнь западного (или даже глобального) мира.

Современное искусство помогает с этим бороться.

Titus Kaphar, Enough About You (2016). Courtesy of the artist, Photo: Richard Caspole.
Titus Kaphar, Enough About You (2016). Courtesy of the artist, Photo: Richard Caspole.

В 2016 году афроамериканец Тайтус Кафар создал объект по мотивам расистского полотна, поместив портрет слуги без ошейника в золоченую раму, и бесцеремонно "смял" оставшуюся часть холста с напыщенными белыми господами. Резонанс, который был вызван присутствием в коллекции пусть невыразительной работы второстепенного художника, но показывающей колониальные порядки, совпал с протестами против расовой несправедливости. Тогда директор Йельского музея решила инициировать масштабное исследование, а проблемный холст на 6 месяцев заменить на экспозиции работой Кафара. Научные изыскания пока не привели к прояснению имени порабощенного ребенка, но ещё далеки от завершения.

Что-то мне подсказывает, что это не только исключительно американская история. Как вы считаете, какие произведения европейской/русской живописи следует (ли) пересмотреть? Наконец, что делать с теперь слишком провокационными работами?

Источники:

https://www.theartnewspaper.com/2021/10/06/yale-center-for-british-art-tries-to-identify-enslaved-black-child-in-18th-century-portrait-of-an-early-university-benefactor?utm_source=CNN&utm_medium=article

https://britishart.yale.edu/new-light-group-portrait-elihu-yale-his-family-and-enslaved-child

***

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

#колониализм #работорговля #живопись #история искусства