«Подземелье, подсвеченное красным, наполняла музыка, вдохновленная картинами ада: стенания хора, диссонирующие звуки струнных, раскатистый грохот литавр, заставлявший всю пещеру дрожать какой-то сейсмической дрожью. Пол в этом подземном мире <...> заменяла гладкая вода – темная, неподвижная, похожая на стекло или на черный лед ночного зимнего пруда в Новой Англии» Дэн Браун «Инферно».
К сожалению, искать в современном Стамбуле былое величие Константинополя напрасный труд. Что нам осталось? Святая София (Айя-София), Церковь Святых Сергия и Вакха (малая Айя-София), Храм Святой Ирины, дворец Мирелейон в плачевном состоянии, фрагменты крепостных стен Румелихисар.
Что касается османо-турецких светских и религиозных объектов, их внешний вид радует и городские пейзажи украшает.
Парадоксально, но античность можно найти под землей. Совершенно уникальный объект — Цистерна Базилика (Βασιλική Κινστέρναı) или Йеребатан Сарай (Yerebatan Sarnici).
Этимология названия очень простая: «цистерна» = «водохранилище» по-гречески, а «базилика» (некое общественное пространство со школой и библиотекой) действительно располагалась на поверхности еще в IV веке.
Источников грунтовых вод в византийском Константинополе было очень мало, поэтому накопление влаги имело решающее значения для выживания города во время осад и засух.
На территории действовало более 100 водохранилищ. Сейчас обнаружено около сорока. Самое большое (Цистерна Базилика) частично отреставрировано и открыто для посещения.
Строительство началось по распоряжению императора Константина I (годы правления 306-337) и завершилось при Юстиниане I Великом в 532 году.
Размер ~ 10 тыс. м2, емкость ~ 80 тыс. м3 воды.
Стены толщиной 4 метра выполнены из огнеупорного кирпича; свод поддерживают 336 колонн, расположенных 12-ю рядами, они привезены из разрушенных языческих греческих храмов.
«Какие труды положил император, чтобы снабдить город водою, я сейчас расскажу. Есть очень большая зала, украшенная колоннами в виде четырехугольника. Эту залу окружают четыре галереи, с каждой ее стороны. Ее и одну из галерей, которая обращена к югу, Юстиниан углубил. Когда вода становилась желанной, нуждающимся своевременно позволялось ею пользоваться. Так император добился, чтобы византийцы уже не испытывали нужды в питьевой воде». Прокопий Кесарийский, византийский историк.
После завоевания Константинополя османами воду из цистерн использовали для полива огородов.
В 1553 году французский археолог и натуралист Пьер Жиль увидел, как местные жители ловят рыбу прямо в домах, через проемы в полу.
Исследование данного факта привело его в полузаброшенное подземное гидросооружение. Устройство и великолепие Цистерны буквально потрясло воображение исследователя.
Надо сказать, карпы обитают в водохранилище до сих пор.
В конце XVI — начале XVII веков с развитием технологии бурения потребность в подземных запасах воды отпала.
Путешественники, приезжающие в Стамбул, уже не могли найти вход в Базилику, описанную в путевых заметках Пьера Жиля.
Вторично нашел водохранилище еще один француз, генерал и дипломат Антуан-Франсуа Андреосси. Он также оставил записи об исследованиях, которые пригодились только в конце XX века, когда началась полномасштабная реконструкция античного реликта.
Подземный дворец привели в порядок, в том числе вывезли более 50 тыс. тонн грязи. Музей открыли в 1987 году.
Благодаря полумраку, удачной подсветке, высоким сводчатым потолкам Цистерна Базилика выглядит весьма величественно и загадочно.
Наверное, это лучшее место в Стамбуле для отдыха от шума огромного города и погружения в античную историю.
К сожалению, уровень воды сейчас низкий. Говорят, иногда водохранилище пересыхает полностью. Исключение — «Бассейн Желаний» с золотыми карпами, в него положено бросать монетки на счастье.
Еще одно место туристического поклонничества — Плачущая Колонна, зеленая с необычным узором «Глаз Хена». Считают, что цвет придали водоросли, вросшие в мрамор миллионы лет назад. Колонна постоянно влажная, по преданию символизирует плач рабов, строивших цистерну.
Для исполнения человеческих «хотелок» существует специальное отверстие, глубокий «глаз». Нужно сунуть в углубление палец и повернуть его на 360 градусов. Для усиления эффекта извлеченный палец хорошо бы облизать. Все сбудется!
В дальнем конце колоннады — два самых интересных столпа с головами Горгон в основании.
Обе мифические медузы выломаны из храма Аполлона в Дидиме (Эгейское побережье Турции) и использованы в качестве строительного материала. Никакой конспирологии.
Тем не менее, возможно, их появление не случайно. В язычестве и раннем христианстве изображение Горгоны защищало от болезней утробы, попросту — от расстройства желудка. Для водохранилища очень актуальная тема.
Головы уложены необычно, чтобы входящие не превратились в камень. Одна лежит на щеке, другая стоит на темечке.
Надо сказать, у них очень выразительные спокойные лица. Древний зодчий оставил нам лики женщин вполне доброжелательных.
Ничего, что у них змеи вместо волос... и в глаза лучше не заглядывать.
В Цистерне Базилика замечательная акустика.
Именно во время выступления симфонического оркестра здесь разворачиваются заключительные сцены романа Дэна Брауна «Инферно».
Я раньше не бывала в античных подземных водохранилищах, впечатления от увиденного очень сильные.
К сожалению, фотографировать запрещено. Вход в музей находится всего в 100 метрах от мечети Айя-София.
Зайдите обязательно, не пожалеете.
Спасибо за внимание!
Турция. Стамбул. Без восторгов.