Найти тему
Илья Клишин

Что за маленький зуав, о котором пел Остап Бендер. И почему его создателей репрессировали при Сталине?

Кадр из фильма «Золотой телёнок»
Кадр из фильма «Золотой телёнок»

В «Золотом телёнке» есть такая минорная сцена:

Они побрели по улицам, бледные, разочарованные, отупевшие от горя. Их толкали прохожие, но они даже не огрызались. Паниковский, который поднял плечи еще во время неудачи в банке, так и не опускал их. Балаганов теребил свои красные кудри и огорченно вздыхал. Бендер шел позади всех, опустив голову и машинально мурлыча: «Кончен, кончен день забав, стреляй мой маленький зуав».

Зуавы — племя в Алжире. Так назывались элитные колониальные отряды французской армии в XIX-XX вв. (они штурмовали, например, Малахов курган в Крымскую войну).

Как отмечает словарь Брокгауза и Эфрона, «репутация этих отрядов стала привлекать в их среду все большее число охотников из французов, так что… маршал Бюжо выделил арабов в отдельные полки тюркосов, а в зуавах остались одни природные французы. Обмундирование зуавов покроем своим приближается к алжирским местным костюмам».

И действительно. Эти стрелки носили шаровары, короткие куртки и фески. Форму эту вы можете рассмотреть, например, на картине Ван Гога «Зуав».

Ван Гог «Зуав»
Ван Гог «Зуав»

И вот об этом французе-наемнике поет Остап Бендер. Точнее переиначивает популярных романс 1920-х. В оригинале так:

Пой, забавляйся, приятель Филибер!

Здесь, в Алжире, словно в снах,

Тёмные люди похожи на химер

В ярких фесках и чалмах.

В дымном трактире невольно загрустишь

Над письмом любимой той.

Сердце забьется, и вспомнишь ты Париж

И напев страны родной:

— В путь, в путь, кончен день забав, в поход пора.

Целься в грудь, маленький зуав, кричи «ура»!

Много дней, веря в чудеса, Сюзанна ждёт,

У ней — синие глаза и алый рот.

Константин Подревский и Борис Прозоровский
Константин Подревский и Борис Прозоровский

Написал слова к этой песне Константин Подревский, автор многих популярных романсов (из них вы точно знаете «Дорогой длинною», текст которой, правда, сильно переделал Вертинский, добавив цитат из Ахматовой).

Музыку к «Зуаву» написал Борис Прозоровский, врач и композитор. Почти ровесники, Подревский и Прозоровский (1888 и 1891 годы рождения) сошлись после 1923 года и вместе создали несколько хитов.

Что же случилось с ними дальше?

В 1929 году в Ленинграде прошла Всероссийская музыкальная конференция. Там окончательно запретили романс как жанр, так как «наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка «этого типа» заражает рабочего нездоровыми эмоциями».

В итоге все песни Подревского, включая «Дорогой длинною», были запрещены. Его самого объявили «нэпмановским», «упадочным» и «кабацким» подпевалой. Поданную им декларацию о дохода признали ложной, правление Драмсоюза описало все его имущество, ему самому присудили огромный штраф. Подревский заболел, обезумел и умер в следующем, 1930-м году.

Прозоровский не смог прийти на похороны друга. Прозоровского арестовало ОГПУ по 58-й статье («контрреволюционная агитация»), ему дали 10 лет, сослали на Беломорканал. Там ему помогло то, что он был не только композитором, но еще и врачом. Он вернулся ненадолго в Москву, но был снова арестован — и больше уже не вернулся.

Его расстреляли то ли в 1937-м, то ли в 1939-м году; неизвестно.

И. Ильф, Е. Петров «Золотой телёнок»
И. Ильф, Е. Петров «Золотой телёнок»

Таким образом, в 1931 году, когда Ильф и Петров закончили «Золотого теленка», сама упомянутая в нем песня была давно запрещена. Автор стихов загнан в могилу, а композитор лечил зэков.

В 1957 году Бориса Прозоровского реабилитировали за отсутствием состава преступления.

В 1970 году вышел советский фильм «Красная площадь», где звучала песня про маленького зуава. Правда, в 1918 году. Небольшой анахронизм.

Если Вам интересны любопытные факты о русских (и не только!) писателях, интересные истории про литературу — подписывайтесь на канал.