Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Подводная лодка в степях Поволжья. Камбуз и радиорубка

Оглавление цикла

Итак, в предыдущей статье мы прошлись по третьему отсеку (центральному посту) и части четвёртого отсека музейной подводной лодки Б-307, что стоит в Тольятти. Старший помощник командира (#старпом ) как видим, устроился на корабле отлично — рядом с камбузом. Как и другие помещения на сравнительно небольшой «дизелюхе» (дизельной лодке проекта 641Б), #камбуз тесен, но всё, что надо, есть:

Обратите внимание, какие на плите хорошие ограждения для посуды — чтобы не опрокидывалась при качке. Да и вытяжка отличная. А у борта стоит гидропривод — скорее всего, клапана либо захлопки.

Выключатели плиты. Основательно сделаны:

Добавьте описание
Добавьте описание

Общий переключатель питания камбуза. Лодка же электрифицирована на постоянном токе и в подводном положении питается от батарей, а их #напряжение по мере разрядки и нагружения падает:

Добавьте описание
Добавьте описание

Тестомешалка тоже сделана основательно, ибо она как тракторист — хорошая и одна, без неё на лодке с хлебом будет напряжёнка:

Добавьте описание
Добавьте описание

Но привод всё равно куда основательнее, устроен просто и понятно. Синей стрелкой обозначен силовой гидроцилиндр, зелёной — золотниковый распределитель, жёлтой — концевой #выключатель сигнализации, а красной — хвостовик аварийного ручного привода:

-5

Рядом — одна из рубок. Много на лодке маленьких рубок, прямо как на самолёте спецсвязи...

-6

Оборудование страшно тёплое и ламповое, а стояло частично, как видим на фото ниже, на авиационных амортизаторах АПН — цилиндрах по углам стола. Они вам могут быть знакомы по моим статьям про Ту-154.

-7

Можете краем глаза заглянуть и в #самолёт спецсвязи. Сами «рубки», уж извините, не покажу:

-8

И уж совсем разорву шаблон — покажу радиорубку электрички. Конечно, радиорубкой она зовётся лишь на жаргоне, но там действительно стоят блоки радиостанций (станционной УКВ и «дальней» — поездной — КВ) и кое-какое другое оборудование — например, блок регулирования и защиты низковольтного (50 В) генератора:

-9

Находится она в служебном тамбуре (между кабиной и первым пассажирским тамбуром) и, само собой, в ней на маршруте никто не работает. Для комплекта — кабина этого #электропоезда , ЭР2-941:

-10

Как видим, в кадр всё равно попала #военная техника ... Вернёмся на «дизелюху». Самая большая и богатая оборудованием — радиорубка. Вот она в 2017 году:

-11

А это — в 2021. Как видим, Технический #музей имени К. Г. Сахарова, он же музей АвтоВАЗа , работает, холит и лелеет свои непростые экспонаты — помещение отремонтировали, покрасили, добавили экспонатов:

-12

Часть экспонатов, как видим, к связи отношения прямого не имеет, но дух создаёт:

-13

АЩ-67, например — аппаратный щиток телеграфного аппарата СТА-М67, который работает лишь на проводных линиях:

-14

Этот агрегат — вообще американский, а вот на врезках над ним — то, что действительно было на лодке во время службы:

-15

Для чего на технике вроде самолётов и кораблей используется ток частотой 400 Гц — разъяснено в 11-й статье моего цикла «ТЭД — труженик электродвигатель».

Ещё в радиорубке висит большая интересная памятка. Для удобства я её разрезал надвое, вот верхняя половина с картой Баренцева моря, где работает Северный #флот :

-16

ВРМ-5 — система временных радиомаяков, коды Морзе (тире и точки) — звуковые сигналы радиомаяков, которые можно прослушать и тем самым убедиться, что пойман именно тот маяк. Ведь на этой частоте их может быть несколько.

Почему они называются временными — не ко мне вопрос, в авиации такие маяки зовутся приводными радиостанциями (ПРС), направление на них определяет автоматический радиокомпас (АРК), с помощью них можно вести навигацию. И работают на тех же частотах.

Нижняя половина памятки. Моих знаний по морской навигации (которая схожа с воздушной, но, как видим, имеет особенности) недостаточно, чтобы сходу тут что-то разобрать:

-17

Ладно, покидаем радиорубку, осталось взглянуть на переборку между IV и V отсеками да идти на выход. Пятый отсек — дизельный — пока закрыт для посещения, экскурсионный проход не вырезан и кормовая половина лодки герметично закрыта гермолюком:

-18

На левом борту — два неизвестных агрегата, больше всего похожих на приводы стоящих вне прочного корпуса механизмов типа клапанов:

-19

Да, на левом, хотя он вроде и в правой части фотографии. Помните из других моих статей, как у машины определяется сторона? Есть направление главного движения — относительно него лево и право. От того, что кто-то смотрит на леворульную машину спереди — она праворульной не становится, хоть и кажется, что руль справа.

Агрегаты те не похожи на тот, что стоит в камбузе, но их на лодке видно значительно больше. Например, пара стоит в центральном посту — на каждом борту по приводу, взглянем по пути к выходу:

-20

Надеюсь на комментарии подводников, но они как жутко засекреченные люди жутко редко пишут комментарии... На этом покидаем лодку. Приезжайте в Самару и Тольятии, посещайте Парк! Правда, #подводная лодка открыта только в тёплое время года, примерно с мая по ноябрь, но площадки музея работают круглый год. И сам Тольятти стоит того, чтобы его увидеть. Вот вид со Стрельной горы на плотину Жигулёвской ГЭС:

-21

До плотины, по фото дальше — Куйбышевское водохранилище, после плотины, ближе — Саратовское. Города на горизонте не видно, но он есть...

Оглавление цикла

Оглавление цикла «Тушкины потроха» — про Ту-154, другие самолёты и двигатели

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель» — электротехника на транспорте и не только

-22