Найти тему
С Богом по жизни

ПРАВЕДНОСТЬ АВРАМА

Пустыня ночью может внушать благоговейный страх. Когда солнце садится на западе, пастельные тона постепенно меняются на серые. А за серыми тонами приходит ночная темень; наступает время тишины и покоя. Ночь в пустыне обычно молчалива. Только неожиданный ветерок нарушает эту тишину. В чистом небе бессчетное количество звезд. Большинство животных спит. Все безмолвствует.

Я полагаю, что это был как раз один из таких вечеров, когда Аврам стоял у своего шатра и размышлял, что же такое он познал. Кто ведет его? Как бы там ни было, а в окружении народов, поклоняющихся огню, воздуху, воде, земле и солнцу, Аврам единственный обладал понятием Бога. Адам Кларк считает, что жители Ура поклонялись огню и что “именно в этой местности и возникло, вероятно, такое поклонение”. Почему он не поклонялся, подобно многим другим вождям его мира, земным стихиям, вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Но в этом мире политеизма, в этом мире, в котором люди вслепую ищут себе для поклонения что-либо большее их самих, чтобы понять себя, человек по имени Аврам имеет представление о едином Боге. У него нет Библии. Он никогда не слыхал об Иисусе. Он не может вернуться к себе в шатер и начать перечитывать книги из Ветхого или Нового Заветов. Он не может сесть и проработать десять заповедей. Действие происходит за четыреста лет до того, как они вообще были даны. Уникально и удивительно, но Аврам имеет представление о живом и милосердном Боге.

В Быт. 14:13 он назван “Аврамом Евреем”, что, по мнению Сайруса Гордона, “является знаком полного разрыва с его арамейским прошлым”. Ясно, что родственники Аврама в Месопотамии, - арамейцы. Они говорят по-арамейски (Быт. 31:47) и известны как арамеяне (Быт. 25:20; 28:5; 31:20). В Быт. 14:19 Мелхиседек благословляет Аврама как последователя Бога Всевышнего. Аврам и его семья поклоняются Богу.

БЫТИЕ 15

В эту самую ночь Бог, не забывающий об Авраме, вызывает его из шатра. Бог говорит Авраму, что Елиезер не будет его наследником. Бог обещает Авраму сына. Несмотря на то, что Сара бесплодна, а сам Аврам стар, Бог обещает ему сына. Бог выводит Аврама из шатра и говорит ему, что у него будет столько же потомков, сколько звезд на небе.

«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6).

В отношении Библии вы, наверное, заметили, что она не тратит времени, а сразу переходит к вопросам первостепенной важности. Да, Аврам только-только понял, что есть Бог, а уже возникают вопросы: “Как он будет праведным по отношению к этому Богу? Как можно получить спасение с Ним? Какие условия надо выполнить, чтобы этот Бог принял тебя? Как можно установить правильные взаимоотношения с Ним?”

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ: ЗАСЛУГА?

Текст позволяет предположить, что, может быть, ну просто возможно, это личное усилие со стороны Аврама и Сары? Может быть то, каким образом вы оправдываетесь перед Богом, то, как вы получаете спасение у Него, - может быть, то, каким образом вы добиваетесь правильных взаимоотношений с Богом, - это то, что вы делаете сами? Может быть, человек может добиться этого благодаря своим собственным человеческим усилиям? Так рассуждать возможно. И такого рассуждения всегда можно ждать, когда человек начинает задумываться о том, “как я могу стать праведным пред этим единым Богом?” А для некоторых это уже не просто возможность, это стало фактом их собственной теории спасения. Религия всегда открыта для человеческой гордости. В Новом Завете фарисей бьет себя кулаком в грудь и, глядя на грешника, благодарит Бога, что он не такой, как этот грешник. Он заявляет о своих добрых делах: он постится, он молится, он соблюдает закон. Он пытается спасти себя своими собственными заслугами. Я устанавливаю правильные взаимоотношения с этим единым Богом исходя из того, что я делаю. Это не только возможность, но это то, через что прошли многие религиозные люди.

Но с собственными делами у нас тут явная неувязка: Аврам и Сара не могут произвести сына сами по себе, благодаря собственным усилиям. Авраму девяносто девять. Библия называет его тело “омертвелым”. Он физиологически не может быть отцом, а даже если бы и смог в свои девяносто девять лет, то о Саре сказано, что она бесплодна. Она не может зачать. Если на вопрос “Как быть праведным в глазах этого Бога и как угодить Ему?” вы отвечаете: “Добиться этого можно своими усилиями”, - то проблема здесь не теоретическая, а практическая. Аврам и Сара просто не могут сделать этого сами. Он слишком стар, а она бесплодна.

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ: ВЕРА?

Далее текст переходит к другой возможности, как стать праведным пред Богом. Слово Божье говорит: “Вы хотите знать принцип, на основании которого этот человек становится праведным пред этим Богом? Вы хотите знать, на основании чего этот человек становится угодным Богу? Вы хотите знать, как он получает спасение?” “Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность” (Быт. 15:6).

Благодарение Господу за этот другой путь! Хвала Господу, что спасение не зависит от наших собственных человеческих усилий, от наших собственных действий, ухищрений, образования или религиозных дел. Этот путь основан на доверии. У Аврама будут дети. Может он сосчитать звезды? Вот сколько у него будет потомков. Это произойдет не через Елиезера. Не через слугу. Это произойдет не через служанку. Это будет его собственная плоть. Это будут потомки от Сары. Так обещал Авраму Бог. И Аврам верит: Бог сделает то, что природа сделать не может. Он доверяется Богу. На благодать он отвечает верой. “И Он вменил ему это в праведность”.

Посмотрим, что об этом говорит Новый Завет: “Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?” (Рим. 4:1). Вот, опять этот же самый вопрос. Авраам приобрел не только Бога, но Бога любящего. Как можно стать угодным Богу? “Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом” (Рим. 4:2). Если бы он и Сара могли иметь детей сами по себе, им был бы не нужен Бог. “Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»” (Рим. 4:3). Стихи с 13 по 16 продолжают цитировать из Быт. 15:

«Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающие на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак по вере...»

Вы слышите? Бог говорит Аврааму, что Он пошлет ему детей. Их будет так бессчетно, как звезд на небе. Отец Авраам верит, что Бог может это сделать. На благодать он отвечает верой. В Рим. 4:16 продолжаем читать: “...чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама...” Мы должны непрестанно благодарить Бога, что мы можем быть детьми Авраама. Иудеи мы? Отнюдь. Мы дети Авраама не по закону; мы дети Авраама по вере. Бог говорит нам, что Он простит нам наши грехи, если мы примем кровь Иисуса. Он возьмет нас к Себе домой, если мы будем верны до смерти. Он ответит на наши молитвы, если мы будем искать, просить и стучать. Он обещает. Ответить Богу обещающему - значит довериться. Это значит ответить верой.

Аврам становится, в принципе, великим примером того, что мы с вами делаем сегодня. Мы становимся праведными в глазах Бога не нашими собственными человеческими усилиями, а благодаря нашему ежедневному доверию Божьей милости, Божьей благодати. Аврам праведен пред Богом. Когда это произошло? Когда это было, что Бог сказал: “Аврам, Я спас тебя. Я считаю тебя праведным. Я принимаю тебя”? Это трудный вопрос. Дело вот в чем. Произошло это после того, как он был обрезан, или до того? От ответа многое зависит. Если Авраам был спасен после обрезания, то спастись могут только иудеи. Но ведь все могут получить спасение. Если Аврам оправдался пред Богом до обрезания, то у всех язычников есть шанс спастись. Это решающий вопрос, и Слово Божье поднимает его не только в Ветхом, но и в Новом Завете.

Человек по имени Авраам сочтен праведным перед своим Богом за две главы до его обрезания. Спасает не обрезание. Обрезание не может стать той заслугой, на основании которой можно получить спасение.

Никакое повиновение не может обеспечить основание для спасения, хотя повиновение всегда имеет место в жизни человека, праведного пред Богом.

В Рим. 4:9-12 Павел, говоря об обрезании Авраама, учит:

«Блаженство сие относится к обрезанию, или и к необрезанию? [Эта праведность пред Богом, это прекрасное состояние быть принятым Богом - только для обрезанных?] Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности чрез веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании».

Итак, вопрос, когда он становится праведным пред Богом, является решающим вопросом в Слове - в обоих Заветах. Слово недвусмысленно говорит, что Бог принял Авраама до его обрезания, чтобы всегда было понятно: принципом праведности пред Богом является личная вера в великого Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совсем недавно я нашел старое письмо, написанное почти пятьдесят лет назад моей прабабкой. В старости она читала Библию ежедневно так же, как она это делала в молодости. “Я прочла шесть глав из 1 Царств. Прочла Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судьи, Руфь, и мой завтрашний урок - 7-я глава из 1 Царств. Я рада, что мне нравится читать как Новый, так и Ветхий Завет”. На протяжении столетий люди тянулись к Ветхому и Новому Заветам, потому что они рассказывают одну и ту же историю. Это история спасения человека. На Божью благодать человек отзывается верой.

#авраам #абрахам #ибрагим #вера #вера в бога #ветхий завет #бытие #тора #христианство #религия