Продолжаем знакомиться с режиссерами авторского, арт-хаусного и просто качественного кино последнего примерно тридцатилетия. Андреас Дрезен в фокусе нашего внимания.
"Лето на балконе" (2005) указывает на редкую способность режиссера делать милое и светлое кино интересным. Удивительно похоже на качественное советское кино, но современное, развитое, свободное. Певец Восточной Германии знает толк в таком душевном складе героев, какое западным германцам непонятно. Две одинокие подруги, одна из них социальная работница, помогает старикам, за плату. Старики такие опрятные, хоть и сварливые, что прям не верится. Судьба и психология одиноких женщин рассматриваются похоже на то, как это принято было в Союзе, только что эмоционально раскованнее. Удивительно, что такой расслабленный социальный реализм возможен сегодня в Германии, но не в России. Вряд ли это комедия, скорее драма с хорошим чувством юмора, что так характерно для Дрезена.
Но он режиссер-универсал с амбициями и ставит жесткий арт-хаусный фильм "На девятом небе" (2008 ). Полный эффект присутствия, документальность потока событий. Пожилая женщина, будучи замужем, страстно привязывается к другому старику и встречается с ним для любовных утех. Как ни парадоксально, но всем видеорядом Дрезен проявляет уважение к старости в нынешнем понимании, уравнивая этот возраст с другими. Он не просто рассказывает историю страсти, но показывает повседневную жизнь человеческого тела, пусть и на закате жизни. Это такой непростой эксперимент, можно ли реабилитировать репрессированные эмоции пожилых людей, которые по привычке не принимаются во внимание. Ситуация развивается традиционно, как буд-то люди молоды, и это придает трагизм происходящему.
"Виски с водкой" (2009) - это продолжение разговора о Восточной Германии, причем с родным профессиональным уклоном. Снимается фильм с участием довольно пожилого звездного актера, он запивает, находят двойника помоложе. Их сложные отношения, жизнь сьемочного коллектива, сердечные дела, - всё это наполняет содержание довольно милого фильма, хотя и предельно серьезного. В тональности Дрезена есть что-то неуловимо отечественное, это не совсем западное кино.
"Остановка на перегоне" (2011) - тяжелый, но качественно исполненный арт-хаус. Мужчина узнает о сроках ухода из жизни из-за болезни, что сразу меняет и его самого, и жизнь семьи, и отношения с людьми. Дрезен приземлил и предельно упростил все реакции героя, оставляя в кадре только непосредственное, естественное. Перед нами самый обыкновенный человек, ничего сверх нормы. И ситуация описана монотонно, неотвратимо, поступательно. В нынешнем столетии нередки фильмы, которые можно отнести к бескомпромиссному реализму, когда камера не отводит свой взгляд ни на мгновенье от главной темы, не позволяя себе солгать о реальной жизни или несчастье ни единым кадром.
Это была вторая часть фильмографии Андреаса Дрезена. Приятного просмотра.