Пассажирские поезда в столице Дальнего Востока приходят на станцию Хабаровск-1, открывшуюся в 1898 году на тогда ещё изолированной Уссурийской железной дороге.
Вдоль Транссиба в Хабаровске расположена и весьма обширная промзона - например, нефтезавод им. Орджоникидзе (1934), встречающийся после моста через Амур.
Вытянутая на 9 километров и местами превышающая полкилометра в ширину, Хабаровск-2 - крупнейшая железнодорожная станция на всём Дальнем Востоке.
В 1934 году она создавалась как сортировочная, но конечным пунктом для немалой части грузов в те беспокойные времена становились гарнизоны на границах Маньчжоу-го, и к 1937 году военное ведомство построило здесь собственный вокзал. Ну а так как Хабаровск со своим штабом ДВВО был и остаётся главным узлом сухопутных войск Дальнего Востока, изначально военный вокзал был здесь крупнее и роскошнее гражданского. Но с тех пор в Амуре утекло много воды: Хабаровск-1 дважды сносился и обновлялся, подрастая вширь и ввысь, а Хабаровск-2 лет 15 назад зачем-то обкарнали. Странная асимметричная форма - от того, что это вокзал-инвалид, утративший крыло и скульптуры на крыше.
Огрызок Хабаровска-2 опрятен и пуст. Электрички курсируют здесь довольно часто, но только выходить из них особо некуда - кругом промзоны да частный сектор, а многоэтажки на больших улицах лишь окаймляют горизонт.
Вокруг вокзала - заросший сквер с заброшенной водонапоркой:
Станция же и боковые ветки на юге Хабаровска запомнились мне вот такими неожиданно стильными будками, более всего похожими на японские хоэндэны Сахалина.