Сегодня мы начнем со столицы. Самой заметной из киевской «тяжелой» сцене конца 80-х была, пожалуй, группа Перрон. Команда образовалась в 1988 году и изначально была квартетом с «освобожденным» вокалистом, но очень скоро сократилась до трио в составе гитариста, вокалиста и основного автора Александра Потемкина, басиста Олександра Леусенко и барабанщика Саши Веселова. У Перрона было несколько примечательных особенностей. Во-первых, ребята творили рок на двух наречиях — русском и украинском, свободно переходя с языка на язык в рамках одного концерта или альбома.
Ютуб-канал Vperedy Parovoza
Во-вторых, Потемкин в своих текстах сознательно отказался от обращения к «высоким материям», в том числе от модных тогда антивоенных, экологических и перестроечных тем, ограничившись «классической» у наших рокеров «триадой»: девки, пиво, рок-н-ролл. И правильно — получилось легко, забойно и весело. В музыке Перрон тоже действовал без лишних изысков, открыто взяв за образец столь любимых у нас австралийцев AC/DC. Все вышеперечисленное, включая посвящение кумирам с зеленого континента, было во всей красе представлено на лучшем, на наш взгляд, украинском хард-роковом альбоме «Броненосец Потемкин», вышедшем в 1990 году:
Ютуб-канал Портал MetalRus
Понятно, что с таким материалом популярность команды росла стремительно. Последовали приглашения на многочисленные фестивали, гастроли по всей республике и даже за рубежом — в Польше и Канаде (куда Леусенко в результате и свалил). В 1991 году Перрон совместно с польским театром «Мандала» поставил рок-мюзикл «Франкенштейн-91», запись которого нам найти, к сожалению, не удалось. После этого начался период разброда и шатания, прерывавшийся время от времени краткими периодами активности и даже записью нового альбома в 1995 году. В дальнейшем же Потемкин занялся продюсерской деятельностью и с тяжелым роком завязал. Но добрая память осталась.
Ютуб-канал Vperedy Parovoza
Несколько более старой (образовалась в 1983 году), но, на наш взгляд, менее интересной киевской любительской командой была группа Эдем (известная также как Едем и ADEM), почитаемая в качестве основателей украинского трэша. За время от создания до конца 80-х «эдемовцы» побывали в глубоком андеграунде, выступили в качестве сооснователей киевского рок-клуба, с успехом поучаствовали в нескольких крупных фестивалях, записали два или три магнитоальбома и много раз меняли состав. При этом музыка группы становилась все тяжелее и тяжелее. К началу 90-х, когда в команде играли басист Виктор Лукьянов, барабанщик Семен Римар и гитарист-вокалист Игорь Шилин, Эдем исполнял англоязычный thrash-metal. Публика тогда принимала такую музыку «на ура», но какой-то особой «изюминки», кроме бешеного напора, в ней, честно говоря, не наблюдалось. В дальнейшем группа пережила новые переформирования, распады и реюньоны, гастролировала по Украине и за границей, записала еще пару альбомов. Но вот чего «эдемовцы» не оставили — это качественных видео. Так что придется довольствоваться довольно посредственной записью, сделанной на концерте, посвященном десятилетнему юбилею коллектива:
Ютуб-канал tasia4567
В 1987 году на экраны страны вышел кинофильм режиссера Бориса Небиеридзе «Диск-жокей». В картине, снятой на киностудии имени Довженко и представлявшей собой, по-сути, фильм-концерт, помимо действующих и будущих «общесоюзных» звезд, таких как группа Браво с Жанной Агузаровой, танцевальный ансамбль Лидер и клоунада Маски-шоу, были богато представлены музыканты одесского рок-клуба во главе с Бастионом Игоря Ганькевича. «Тяжелую артиллерию» одесситов представляла группа Кратер — на тот момент одна из самых старых (была создана еще в конце 70-х) и самая авторитетная металлическая команда клуба. Ее звучание и музыкальную линию с самого начала и до сих пор определяют гитарист и вокалист Сергей Кистеров и барабанщик Александр Колкер. На момент участия в съемках фильма в группе играли также гитарист Владимир Коваленко, клавишник Игорь Болдинов и басист Константин Кацап. В саунд-трек «Диск-жокея» вошли целых четыре номера «кратеров», один из лучших из них «Обыватель»:
Ютуб-канал 19Tsoi62
Появление на большом всесоюзном экране дало мощный толчок карьере группы. В последующие пару лет Кратер поучаствовал в дюжине фестивалей, объездил с концертами полстраны и побывал даже в Италии. В Москве музыканты попытались сделать качественную запись своей последней программы, но выпустить полноценный альбом так и не удалось (в последующем он был-таки доделан в качестве не признаваемого участниками ЕР).
Ютуб-канал HEAVY METAL OF EASTERN BLOC
В конце десятилетия в команде (как и в стране) начались пертурбации. В итоге после нескольких смен состава Кратер распался, часть музыкантов, как тогда было очень модно, уехала заграницу. Только в начале 2010-х Кистеров вернулся в Одессу и вместе с Колкером возродил группу, но это уже другая история…
Ютуб-канал Владимир Берлизов
Участвовала в съемках фильма и группа Провинция под предводительством Евгения Лапейко, игравшая в тот период «новую волну», но иногда «забредавшая» и на территорию «прога», включавшего и «тяжелые» элементы:
Ютуб-канал DenZanuda
В конце 80-х «провинциалы» рубили уже конкретный «хэви-прог» с упором на клавишные инструменты, что автору довелось видеть и слышать на фестивалях в Новой Каховке, собиравших тогда весь цвет украинского, и не только, рока. Провинция там, безусловно, была одной из лучших:
Ютуб-канал DenZanuda
В «Диск-жокее» засветился и бывший «провинциал» Марк Шамраков. В тот период он работал со своей женой в составе дуэта Марик и Вероника (МВ):
Ютуб-канал Олег Колодизев
В дальнейшем этот очень интересный гитарист, вокалист и композитор сначала переехал в Москву, а потом и вовсе эмигрировал.
В заключение несколько слов еще об одной украинской группе. В 1989 году мне в руки попался магнитоальбом «Падая вверх» молодой киевской команды Кому Вниз. Тексты на русском языке, зачастую хлесткой, «перестроечной» направленности были положены на весьма интересную и самобытную музыку, которую больше всего можно было отнести к «хэви-прогу».
Ютуб-канал Fokker TISM
На следующий год мне довелось увидеть группу «живьем». Теперь в ее музыке явственно слышались элементы «готик-рока» и набиравшего популярность «индастриала». Играли хорошо, пели, в основном, на украинском. Позабавил тогда немецкий «железный крест», болтавшийся на шее у лидера бэнда Олега Середы. Ну, что поделаешь — молодость, стремление выделится… После этого Кому Вниз надолго пропали у меня из вида. Несколько лет назад мне вновь довелось побывать на концерте команды, но музыка на нем осталась «за кадром». На первый план теперь выдвинута идеология - не просто просто крайне националистическая, а открыто фашистская. Вот такая эволюция…
Продолжение следует. На этот раз, наверное, заедем на Кавказ...
Автор заметки - МЮ.
#музыка #рок #хард-рок #украина #группа перрон #группа кратер #группа провинция #группа кому вниз #группа adem
Предыдущие заметки: