После некоторого перерыва возвращаемся к нашей любимой теме — отечественному тяжеляку. Сегодня на очереди — хард-рок-сцена Советской Украины. Здесь уместно напомнить, что мы не пишем рок-энциклопедию, а стараемся рассказывать о тех исполнителях, которых авторы в то время имели возможность видеть и слышать «живьем» (за редкими необходимыми исключениями). Так что почитателям украинского «металла» не стоит обижаться, что та или иная интересная группа в этой заметке оказалась обделена вниманием. В целом мы не сомневаемся, что в УССР хард-рок был развит и популярен не менее, чем в Белоруссии или Прибалтике. Просто так сложилось, что украинских «металлургов» нам довелось видеть поменьше. Вот если мы когда-нибудь доберемся до современной «тяжелой промышленности» — не сомневайтесь, Незалежная предстанет во всей красе!
Начать, пожалуй, стоит с «филармонических» коллективов.
Наиболее известной хард-роковой командой с Украины в масштабах Союза был, вероятно, львовский Ореол, изрядно поколесивший по стране в 80-х годах как в составе различных «сборных солянок», так и самостоятельно. Лидером группы, начинавшей, как положено, с самодеятельности и прошедшей стадии «ансамбля на танцах в ДК» и ВИА при нескольких филармониях, был гитарист Александр Балабан. Он же был и основным автором собственного репертуара ансамбля (тексты — на русском, понятно, языке — писал «штатный поэт» группы Николай Шкредов). Несмотря на очень активную концертную деятельность, студийных записей Ореол почти не оставил, кроме записанного в 1987 году магнитоальбома, который распространялся под названиями «Манускрипт» или «Мир чудес». Его музыку в целом сложно назвать тяжелым роком, но вот «живьем» группа выдавала самый что ни на есть конкретный хард:
Ютуб-канал dron9741
«Звездный час» для Ореола пробил в 1989 году, когда в Союз приехал не нуждающийся в особом представлении Брайан Адамс. Приехал без ансамбля, только с гитаристом. И в качестве сопровождающего коллектива для своего получасового выступления, транслировавшегося, в том числе, за океан, канадец (или его менеджмент?) выбрал именно львовян.
Ютуб-канал Группы СССР
После этого дела у Ореола пошли еще лучше: команда совершила большой тур по стране, выступая в лучших залах и на стадионах, подготовила англоязычную программу и стала готовиться к зарубежным гастролям. Но, увы, события начала 90-х поставили крест на дальнейшей карьере этой весьма перспективной группы…
Другим заметным представителем украинского «тяжеляка» на всесоюзной сцене была группа XX Век, о которой мы уже как-то рассказывали в этом сериале применительно к ее солистке Татьяне Кочергиной. (Советский хард-рок. Часть 6. Тяжелая женская доля…) Отметим лишь, что XX Век выступал и без солистки. В середине 80-х команда представила рок-сюиту «Критическая масса», сочиненную композитором Вадимом Ильиным еще до чернобыльской катастрофы и решенную в стиле хэви-прог или даже симфоник-метал:
Ютуб-канал Music Ocean
В дальнейшем группа играла и формате «пауэр-трио» в составе гитариста Сергей Никитюка, басиста Юрия Регина и барабанщика Андрея Кузьменчука. Автору довелось побывать на одном из их выступлений. Впечатление — весьма профессионально, но как-то неискренне и очень похоже на Круиз-II по музыке и Черный Кофе по вокалу…
Ютуб-канал Alexander Sparinsky
Отдельного упоминания заслуживают полтавские Краяны (или Краяни, то бишь Земляки). Вообще-то это был типичный ВИА 70-х годов с эклектичным репертуаром, в том числе замешанном на фольклоре, достаточно высоким профессиональным уровнем и постоянной сменой составов. В истории этого коллектива в контексте нашей темы внимание привлекают два факта. Во-первых, в конце 1977 года именно музыканты Краян составили костяк ансамбля Фестиваль, выпустившего на следующий год одну из первых в СССР официальных записей с песнями Константина Никольского, часть из которых была сделана в харде: https://musify.club/release/festival-schastliv-pevets-1981-940286
Во-вторых, в 1988 году на волне всеобщего увлечения хард-н-хэви «земляки» тоже «металлизируются» и где-то с год выступают с «тяжелой» программой, а также записывают в этом стиле магнитоальбом, распространявшийся под названием «Ночной мотоциклист»:
Ютуб-канал Владимир Колесник
Впрочем, особых лавров на новой для себя стезе Краяны не снискали и вскоре, в очередной раз сменив состав, вернулись к привычной невнятной музыкальной стилистике.
В следующей заметке речь пойдет о формально любительских или, лучше сказать, «независимых» украинских тяжелых коллективах.
Продолжение следует.
Автор статьи - МЮ.
#музыка #рок #русский рок #группа XX век #группа краяны #группа ореол #украина #хард-рок
Предыдущая заметка: