Найти тему
Предпринимай!

Окно в Европу и мир: как стать экспортером

Оглавление

Многие транснациональные корпорации и мировые бизнес-гиганты когда-то начинались с локального производства или гаражной мастерской. Качественный и уникальный продукт, а также репутация постепенно прокладывают путь малому бизнесу на мировую арену. Как определить востребованность товара за рубежом и что нужно, чтобы стать экспортером? Рассказываем.

Экспорт. Начало

Как театр начинается с вешалки, так и экспорт необходимо начинать с составления финансового плана. Здесь важно правильно рассчитать объем финансовых ресурсов, чтобы понять, сможет ли ваше предприятие покрыть расходы как на вну­треннем, так и на внешнем рынке. Анализ финансовой состоятельности покажет, можно ли вкладывать средства в запуск про­екта по выходу на иностранные рынки уже сейчас или стоит подождать. Он также позволи рассчитать, есть ли необходи­мость в привлечении заемных средств.

Оценка возможностей предприятий осуществляется по следующим направлениям:

- наличие у продукта конкурентного преимущества, соответствие требованиям на экспортном рынке;

- кадровый потенциал для работы на внешних рынках;

- финансовое состояние предприятия: наличие средств, необходи­мых для выхода на выбранный рынок, разработка финансового плана.

Куда везти

Когда этот этап пройден и принято решение выходить на экспорт в принципе – самое время подумать, в какую конкретно страну ввозить свой товар. И насколько он там будет востребован. Для этого можно использовать открытые источники информации. Как правило, в интернете бывает несложно найти данные об объемах импорта в разных странах. Это поможет определиться с рынком и основными каналами сбыта. А изучение местных сайтов и крупных маркетплейсов даст представление об основных конкурентах и ценовой политике.

Либо можно привлечь специалистов. Этот путь несколько затратнее – зато и даст более качественную и детальную информацию. Ведь в открытом доступе, как правило, находятся обобщенные статистические данные. Их хватит, чтобы составить первое впечатление или проверить данные по уже знакомому направлению. А заказав детальное исследование рынков, можно определиться и с конкретными нишами и даже разработать детальную стратегию завоевания рынка. В таких материалах будет подробная информация об объеме закупок товара в разных странах, особенностях поставки, предпочтительных типах упаковки и так далее.

Стоит учитывать, что товару может потребоваться адаптация. Для этого нужно загодя изучить вкусы будущих покупателей и особенности менталитета страны. Таким образом можно будет выбрать оптимальный тип продукции, способы реализации (оптом или в розницу) и продвижения.

-2

От границы ключ

А далее нужно изучить законодательство страны, куда вы собираетесь поставлять продукцию. И сравнить его с российскими нормами. Это потребует дополнительных усилий и расходов но гарантирует, что груз не “развернут” на таможне.

Чтобы товар покинул пределы России, необходимо разрешение на вывоз и сертификаты происхождения товаров. Для продуктов животноводства и растений – ветеринарные и фитосанитарные документы. Разрешительные документы понадобятся и при вывозе культурных ценностей, интеллектуальной собственности, товаров военного назначения, биоматериалов.

Также необходимо запастись разрешением страны импорта. В каждой стране может быть свой набор бумаг. Иногда объем финансовых трат и усилий на получение разрешений делает экспорт в страну неоправданным – этот момент нужно учитывать заранее. А для некоторых государств документы легко оформить даже самому.

Не стоит забывать и о категории товаров “двойного назначения”. Сюда относится все, что создано для применения в быту или на производстве – но может использоваться в военных целях. В зависимости от страны, в этот список могут попадать как ожидаемые позиции (радиодетали или линзы) так и вполне невинные, на первый взгляд вещи. Например, изолента зеленого цвета. Если продукция относится к товарам двойного назначения, для вывоза потребуется документ от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Учесть все эти нюансы – нетривиальная задача. Особенно для относительно молодой, но амбициозной компании. Москва поддерживает своих экспортеров субсидиями и грантами. Юрлица и ИП могут получить грант на экспорт, помощь в сертификации товара и систем менеджмента, адаптацию продукции, а также патенты и льготную транспортировку за рубеж. До 12,5 млн рублей или до 50% от уплаченных налогов – на такую поддержку может рассчитывать малый бизнес, зарегистрированный в столице. Обязательное условие: отсутствие налоговой задолженности свыше 100 тыс руб и процедуры реорганизации, ликвидации или банкротства. Подать заявку можно онлайн.