Найти тему
TheGoodStranger

Неприятности перед Рождеством и Приют - Лучшие фильмы ужасов - часть XXXVII

Всем доброго здравия, друзья. Сегодня у нас один из первых слэшеров в кино и мистический триллер из-под продюсерского крыла Гильермо дель Торо, и это в рамках разбора списка лучших фильмов ужасов всех времён и народов по версии сайта "best-horror-movies.com".

28 место

"Черное Рождество"/"Black Christmas"(1974)

Рейтинг КП - 6,0; Кол-во оценок - 2 875;

Рейтинг IMDb - 7,2; Кол-во оценок - 36 768;

Режиссёр - Боб Кларк.

Университетский городок Бедфорда. Студентки готовятся отправиться на зимние рождественские каникулы. Барб просит своих подруг Джесс и Фил остаться с ней на несколько дней, чтобы покататься на лыжах. В доме звонит телефон. Барб берет трубку, но на том конце провода никто не отвечает. Потом мужской голос смеется и говорит разные непристойности. Барб обзывает говорящего, на что тот отвечает, что убьет ее. Барб бросает трубку. Именно после этого звонка девушки из университетского городка начинают потихоньку погибать одна за одной, до утра дотянут немногие.

До сих пор ходят споры о том, кто же являет собой первый полноценный слэшер. Да, многие справедливо говорят, что жанр был, возможно, вдохновлён такими фильмами как "Подглядывающий" 1960 года, о котором я уже рассказывал в рамках разбора списка "best-horror-movies.com", где он занимал 54 место(кстати, только недавно заметил, что режиссёр фильма Майкл Пауэлл в 1945 году снял в тандеме с Эмериком Прессбургером фильм "Я знаю, куда я иду!" - вот уж бы не подумал, что два таких разных фильма мог снять один человек), и "Психо" Хичкока, который тоже вышел в 1960 году и который тоже есть в списке, так что о нём ещё поговорим.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Однако большинство народа, на мой взгляд, справедливо полагают, что эти фильмы может и стали предвестниками слэшера, но сами они слэшерами не являются.

Но чаще всего претендентами на звание первого полноценного слэшера называют первую "Техасскую резню бензопилой" Тоуба Хупера и "Чёрное Рождество" Боба Кларка. И если верить КиноПоиску, то премьера обоих фильмов, - вот прикол, - состоялась в октябре 1974 года. Премьера "Чёрного Рождества" на родине, в Канаде, состоялась 11 октября, а премьера "Техасской резни бензопилой" у себя на родине в США состоялась также 11 октября, но почему-то на КП указано, что дата мировой премьеры - 1 октября. Где там показывали фильм Хупера до премьеры в США - неизвестно.

Однако с чем спорить не получится, так это с тем, что кто бы там не был первым, фильм про Кожаное Лицо заработал больше денег и является относительно популярным. Явно известнее, нежели фильм Боба Кларка, на который потратили в 7 раз больше денег(620 тысяч бюджета против 83 тысяч у "Резни") и который собрал в 7 раз меньше денег, чем хит Тоуба Хупера(4 миллиона сборов против 30 миллионов у "Резни").

И если ознакомиться с рецензиями, то видно, что фильмом интересуются только люди, также слышавшие про спор о первом слэшере. Даже у меня по этим же причинам фильм хранился в папке "Нужно посмотреть" некоторое количество времени, и неизвестно, сколько бы он там ещё пылился, если бы он не был в обозреваемом списке. Причём занимает он не последнее 28 место. Тот редкий случай, когда я что-то ждал от фильма. 

И он, надо сказать, не разочаровал. Конечно, от восторга я не прыгал, но кое-что я получил. Хоть и не то, что ожидал. Да, тут самое время сказать, что если "Чёрное Рождество" и слэшер, то какой-то странный. Да, он подходит под определение жанра, но странность тут в том, что акцент в фильме будто не на самом антагонисте, не на маньяке, который тусуется на чердаке, почти как Карлсон, который живёт на крыше. 

Так, в фильме есть как минимум одна сюжетная линия, которая приметна в рамках фильма. Речь о сюжетной линии главной героини и её парня и их споре ввиду одной её новости. Вплоть до финала эта линия у меня вызывала не меньше интереса и напряжения, чем какой-то там псих на чердаке. Лично я тут больше на стороне парня, поскольку мне видится, что героине стоило бы обсудить этот вопрос с ним и их родственниками, прежде чем принимать такое решение. Причём странно, что фильм и не пытается как-то её оправдать. Парень говорит ей, что она эгоистка и думает только о работе, и с этим ни она не спорит, ни фильм не пытается показать это с её стороны, и ввиду отсутствия оправдывающих факторов главная героиня, признаться, вызывает негативные чувства, и не будучи она в таком положении, в такой ситуации, я бы реально "болел" за антагониста.

Странность вторая касается как раз этого самого Чердачного человечка. Дело в том, что финал картины, вопреки ожиданиям и правилам жанра, не раскроет никаких деталей относительно личности этого человека. Вот что вы о нём знаете к середине ленты, то вы о нём будете знать и на титрах, не больше. Это смотрится то ли как издёвка, то ли как намёк на сиквел, которого не случилось, то ли как ещё одно напоминание, что фильм не про Чердачника. 

Именно поэтому всё же первым слэшером справедливее будет полагать именно "Техасскую резню бензопилой". Потому что "Чёрное Рождество" и не про резню совсем. Конечно, он более походит на слэшер, чем тот же "Подглядывающий", но чего-то, что я описал, в нём для слэшера не хватает. Однако и "Рождество" представляет собой пример добротного около-слэшера, так это обзову, который интересно смотреть, в котором есть какая-то загадка, интрига. Единственное, к чему по окончанию сеанса есть вопрос, это немой вопрос "а про что фильм-то в итоге?". Ну потому что реально, линия конфликта между двумя молодыми людьми сходит на "нет" к последней трети, и при этом фильм явно не про психа на чердаке. 

27 место

"Приют"/"El orfanato"(2007)

Рейтинг КП - 7,1; Кол-во оценок - 62 291;

Рейтинг IMDb - 7,4; Кол-во оценок - 151 437;

Режиссёр - Хуан Антонио Байона.

Самые счастливые годы Лаура провела в сиротском приюте на побережье. Любимые воспитатели заменили ей родителей, а друзья – братьев и сестер. Через тридцать лет Лаура возвращается в дом своего детства с мужем и семилетним сыном Симоном. Она мечтает восстановить его и открыть для новых маленьких посетителей. Однако в день открытия приюта обнаруживается, что Симон бесследно исчез. Лауре кажется, что дело в Томасе, вымышленном друге сына, с чьим призраком она столкнулась в день исчезновения.

Первый фильм испанского режиссёра Хуана Антонио Байоны, который в 2018 году отметился в 2017 году неплохим "Голосом монстра" и в 2018 году очень таким себе сиквелом "Мира юрского периода". А ещё здесь подрабатывал в качестве исполнительного продюсера всем знакомый Гильермо дель Торо. Это довольно важные и интересные факты, особенно учитывая, что надо же что-то сказать про этот фильм, про который говорить особо нечего.

По сути это драматический триллер с налётом мистики. "С налётом" - потому что не совсем ясно, в действительности ли всё происходящее имело место быть или всё это, как говорят в народе, "сон собаки" и просто главный персонаж съехал с катушек. После просмотра фильма "Кровавая жатва" 2003 года, который "Высокое напряжение", я стал ещё больше не любить фильмы такого рода, где неясно, это всё реально или протагонисту надо недельку отдохнуть в тишине и покое.

Впрочем, от того, реально ли происходящее или нет, именно для зрителя особенно ничего не меняется. Может, я говорю за всех, но по мне ничего интересного в этой картине нет. Даже если вы любите подобного рода истории, "Приют" едва ли преподнесёт вам что-то новое. Максимум, что я смог бы сказать хорошего про этот фильм, если бы я был любителем такого, - это что фильм является неплохо поставленным "пережёвыванием" того, что зрители уже могли видеть.

Ну то есть это реально всё, что можно про него сказать объективно положительного. Фильм качественно снят, видно, что это не какая-то ерунда категории Б и не фильм для ТВ и не для выхода сразу на DVD. То есть я могу представить, что этот фильм показывали в кино и при этом авторам было не стыдно.

Занятно ещё, кстати, что это тот случай, когда про произведение можно сказать, что "за него не стыдно", но при этом это высказывание не является предметом для гордости. Да, стыдиться тут авторам нечего, но и хвалиться тоже нечем. История в фильме довольно банальная, просто немного изменили обстоятельства. Вот у героя какое-то горе, вот начинается непонятное и прочая мистика, вот герою никто не верит, ему помогают медиумы и экстрасенсы, которые чуть приоткрывают завесу тайны, вот герой остаётся один, вот финал. К слову, финал здесь ещё туда-сюда неплохой, твист, который без спойлеров можно охарактеризовать как "всё это время у протагониста было всё под носом", довольно неожиданный, ну и последние кадры тоже по-своему даже трогательные. Так что окей, с горем-пополам в плюсы картины можно записать недурную концовку.

А так - всё осталось на своих местах. Мне вот такие то ли мистические, то ли психологические триллеры-драмы всё ещё не сильно нравятся, а "Приют", увы и ах, не сделало ничего такого, что могло бы внести исключение в это моё кинематографическое "фи". Это просто средний фильм для тех, кто такое любит. Тем, кто таким не интересуется и кому такое неинтересно, что не одно и то же, здесь ловить нечего.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц