Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Подводная лодка в степях Поволжья. Центральный пост и IV отсек, где камбуз

Оглавление цикла

Место, куда мы сейчас попадём, видел каждый, кто смотрел «Особенности национальной рыбалки». Это III отсек дизель-электрической подлодки Б-307, стоящей в техническом музее АвтоВАЗа.

В роли «Малютки», на которой компания ходила по водку, сняли именно этот корабль проекта 641Б. Конечно, экипажем в три человека, из них двое сухопутных, такую лодку не вывести, но та то она и комедия. Снимался эпизод в центральном посту (ЦП) лодки, находится он в третьем отсеке, что под боевой рубкой (выступающей надстройкой в верхней части лодки). В центре внимания — кресло командира, вид на фото — в сторону кормы:

-2

Экскурсанты сюда попадают из второго отсека через гостеприимно вырезанный в герметичной когда-то переборке проём:

-3

В эксплуатации, конечно, между отсеками переходят через переборочные гермолюки — это вопрос живучести, см. вторую статью.

Кое-что из оборудования снято, причины могут быть самыми разными — и #секретность , и нужда в нём на действующих подлодках, и более прозаичные... По второй причине, кстати, разукомплектовывается перед отправкой в музеи много какая техника — в частности, лишаются двигателей самолёты и вертолёты.

Зато здесь есть памятные фотографии со съёмок фильма:

-4

По левому борту, за стендом с фотографиями — пост, если не изменяет память, гидроакустиков. Акустики — глаза и уши подлодки. В прочном корпусе ПЛ ведь нет иллюминаторов, а перископы (их два — #перископ атаки и зенитный, с обоими работают как раз из ЦП) можно использовать на глубине не больше нескольких метров, то есть использовать визуальную ориентировку как основную нельзя.

Тут на помощь и приходят гидроакустический комплекс — ГАК — и группа акустиков. Можно просто «слушать #океан » — вслушиваться в звуки, выделять среди них шум винтов судов и кораблей и другие знакомые и незнакомые звуки. Какой-то #корабль идёт на дизеле, какой-то имеет газотурбинную силовую установку — всё это вполне узнаваемо, но ещё свои «нотки в голосе» имеют разные корабли даже одного проекта.

У одного чуть поведён корпус, что изменяет обтекание винтов, у другого деформирован сам винт — #акустик обязательно это уловит, сверится с библиотекой сигнатур (звуковых «росписей») и классифицирует цель. А ещё можно вести активную локацию — посылать звуковые импульсы и разбирать картину их отражений.

Скорость звука известна, направление (пеленг) прихода отражений тоже определяется — в итоге можно выстроить объёмную картину окружающего мира. Примерно так ориентируются те же летучие мыши. А звуковые посылки гидролокаторов, отдалённо похожие на уханье совы, тоже в кино слышал каждый.

На Б-307 лодке пост акустиков разукомплектован:

-5

А по правому борту — управление общекорабельными системами:

-6

К чему относятся манометры давления в картере и давления масла — мне судить сложно, скорее всего, ко вспомогательному дизелю или дизель-компрессору, которыми пополняется запас воздуха высокого давления (ВВД). Почему важно знать давление в картере двигателя — я подробно рассказал в «Беге на месте...» Амперметры, судя по градуировке, работают либо в цепях управления, либо показывают работу не очень мощных агрегатов типа трюмных насосов.

Ведь по току, потребляемому мотором, можно сказать — нагружен он или нет. В случае с тем же трюмным насосом это говорит, качает он воду или в трюме сухо. Если кто смотрел «Метро» 2013 года, то прыгавшие на мониторе диспетчера гистограммы — как раз токи насосов осушки тоннелей... На диагностике по току моторов я ещё остановлюсь подробно в своём цикле о Ту-154, рассказав об испытаниях предкрылков и стабилизатора. Уже скоро.

Ответ, верны ли мои предположения, хотелось бы услышать от подводников, а пока продолжим смотреть фотографии. На подволоке (так на флоте зовётся потолок) над командирским креслом стоят держатели обычных ламп дневного света ЛБ-15:

-7

Самих ламп, конечно, нет, они сейчас к продаже запрещены и повсеместно выводятся из обращения, ведь содержат ртуть.

Дальше по палубе стоит оборудование, с краю видно манометры воздуха, которые я показывал статьёй раньше:

-8

Что это — расскажут лишь сами подводники:

-9

По левому борту — видимо, штурманская рубка:

-10

Палубой ниже — некие #теплообменники , продуктовых холодильников либо кондиционеров:

-11

За третьим отсеком лежит четвёртый — кормовой аккумуляторный, вот его задняя часть:

-12

И передняя, видны пост спецсвязи и каюта старпома (старшего помощника):

-13

И везде — бесчисленные распредкоробки (РК), откуда разбегаются провода к потребителям, вот одна из них — стоящая над входом в каюту старпома:

-14

В витрине разложены книги, документы и немного навигационных инструментов:

-15

Ещё у правого борта представлен аварийный инвентарь. Винтовые домкраты — прежде всего для установки крепи, то есть для заделки пробоины:

-16

Пост спецсвязи. Само собой, родной аппаратуры тут нет, как символ стоит сухопутная радиостанция:

-17

Каюта старпома:

-18

В этом же отсеке находится не только источник электропитания (батарея), но и источник человекопитания (камбуз). На столе даже размещены распечатанные рецепты:

-19

Подробно камбуз, а также радиорубка и переборка между IV и V отсеками — в следующей статье.

Оглавление цикла