В сентябре на западном берегу Кольского залива приступили к строительству нового торгового морского порта «Лавна» мощностью 18 млн тонн в год. Реализовать проект предполагается в течение двух лет. По прогнозам, к 2035 году грузооборот должен составить 100 млн тонн. По заявлению властей, объект имеет важное значение для укрепления экономики региона и сыграет заметную роль в развитии Мурманского транспортного узла.
Правда, еще в прошлом году относительно необходимости «Лавны» высказывались серьезные сомнения (у некоторых они остаются и сегодня), а его будущее выглядело туманным. Три года назад заявлялось, что первую очередь запустят в 2020-м, но не все пошло по плану. А прошлой осенью угольщики и вовсе заявляли, что терминала не будет.
Рискованное дело
Идея создания очередного порта в Мурманской области возникла давно: с 2009 года велись проектные работы, а решение о строительстве приняли в 2012-м. Изначально в проект вошли АО ХК «СДС-Уголь» — отраслевое подразделение компании «Сибирский деловой союз» и одна из «дочек» УГМК — АО УК «Кузбассразрезуголь», находящаяся в тройке лидеров по объемам добычи угля в России. Но в 2016 году последняя отказалась от дальнейшего участия, успев потратить на изыскания порядка 700 млн руб. Основной причиной выхода называлось удорожание проекта из-за девальвации национальной валюты. Существовала неопределенность и с грузовой базой, поэтому вложения в мероприятие посчитали делом рискованным.
Появлялась информация об интересе к проекту со стороны «Роснефти», но затем в компании сообщили, что порт в этом месте им не нужен и экономической целесообразности в его строительстве они не видят. Тогда отдельные наблюдатели предположили, что объект может и вовсе остаться на бумаге. Но в октябре 2016-го в проект порта «Лавна» вошла крупнейшая лизинговая компания России — ГТЛК.
Вход – выход
Позднее было принято решение о строительстве угольного терминала и сопутствующей инфраструктуры на правах государственно-частного партнерства. Концессионное соглашение Росморречфлот и ООО «Морской торговый порт Лавна», где 95% принадлежало ГТЛК, подписали в ноябре 2018 года. Затраты оценили в 24 млрд руб. Символически стройка стартовала за девять месяцев до этого с закладки капсулы. На церемонии тогда присутствовали руководители Мурманской области, Минтранса и Росморречфлота.
В феврале 2019-го в проект решили привлечь инвесторов, и уже через два месяца был сформирован состав акционеров. В результате у ГТЛК осталось лишь 5% в ООО «МТП Лавна»; 10% оказалось у «РЖД – Инфраструктурные проекты», 25% у «СДС-Уголь» и по 30% у АО «ЦРПИ» и АО «Компания БизнесГлобус», действующей в интересах предпринимателя Андрея Бокарева. Последняя в 2020-м объявила о выходе, объяснив свое решение отсутствием рынка и тем, что на северо-западе страны уже достаточно мощностей. Формально это было оформлено 31 августа 2021 года, в результате чего доля АО «ЦРПИ» увеличилась вдвое.
"Бери или плати"
Финансовая модель, как и сроки строительства нового незамерзающего порта «Лавна», были пересмотрены, и власти объявили о завершении всех работ до конца 2023-го. В августе этого года документально закрепили загрузку порта работой сроком на 20 следующих лет после ввода объекта в эксплуатацию — АО «ЦРПИ» и ООО «МТП Лавна» подписали договор на перевалку угля на принципах «Бери или плати» (take-or-pay).
Старт фактическому строительству дан 16 сентября; генподрядчиком выступает АО «ТЭК Мосэнерго». В указанный срок планируется провести и дноуглубительные работы, а также дотянуть до порта железную дорогу, идущую от ст. Выходной и создать подъездные пути. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис, посетивший строительную площадку, отметил, что «Лавна» станет универсальным портом, а не только угольным — рассматривается возможность создания контейнерного терминала. Именно на это обращалось ранее внимание ряда экспертов, считающих крайне рискованным делать акцент лишь на одном виде груза.
изображения в статье — Правительство Мурманской области / https://gov-murman.ru/