Когда Аристотель умер, его школу перипатетиков, Лицей, возглавил Теофраст, который и руководил им 35 лет. Теофраст был одним из любимых учеников Аристотеля и, кроме того, его другом, с которым они начинали свои философские занятия еще в Академии Платона. Так что, выходит, Теофрасту повезло учиться у двух классиков философии, притом придерживавшихся противоположных взглядов. Меж этих двух школ он выбрал аристотелевскую, что не удивительно, учитывая его любовь к определенности и научный склад ума.
Сам он не вырос в великого философа, остался в тени Аристотеля, зато стал великим ботаником и, собственно, основателем науки о растениях.
На самом деле его звали Тристрамом, он происходил из острова Лесбос, где его отец занимался суконным делом. Несмотря на простое происхождение, Тристрам получил хорошее образование, отец этому способствовал. Влекомый тягой к наукам, молодой человек подался в Афины, где попал в круг Платона и Аристотеля. Тут он и стал Теофрастом, то есть, по меткому замечанию Аристотеля, "божественным оратором". Под этим именем он и вошел в историю.
Так что понятно, что говорить он умел отлично. Также хорошо Теофраст изучал природу, особенно его привлекал растительный мир. Он описал различные растения, их свойства и применение, но даже не это главное — он дал первую систему ботанического знания, еще, конечно, несовершенную и во многом наивную, но тем не менее, это заложило основы ботаники как науки.
Однако, нас он интересует все же не как ботаник, а как философ. Среди философских трудов Теофраста наиболее популярен и постоянно переиздается до сих пор его труд «Этические характеры», который называют иногда просто «Характеры». Это сборник небольших заметок, в каждой из которых Теофраст дал характеристику того или иного человеческого типа, в основном, отрицательного. Например, тут есть лицемер, льстец, болтун, бахвал, навязчивый, брюзга, скряга и т.д., в общей сложности, 30 типов.
Рассказывая о каждом из них, Теофраст в первой фразе дает определение качества, а потом раскрывает суть данного характера на примерах.
Заметки написаны простым и живым языком, поэтому читаются без усилия. Где-то читатель поражается меткости написанного, где-то может не соглашаться с интерпретацией автора, где-то очень чувствуется, что это написано человеком, жившим в далекую эпоху, поскольку сквозь характеристику человеческого типа проглядывают нравы именно того времени, а сейчас подобные ситуации не характерны.
Книга Теофраста очень интересна и поучительна, поскольку делает очевидным тот факт, что люди по своей сути не меняются, хотя и прошли тысячелетия.
Вот, например, скупой. "Скупость — чрезмерная бережливость в расходах", — говорит Теофраст. И далее приводит ряд примеров:
"За пирушкой в складчину он считает, сколько кто выпил стаканов, из всех гостей совершает Артемиде самое скудное возлияние. Ты купил ему все дешево — он при расчете находит все цены невероятно высокими. (...) В своем саду он не даст съесть ни одной смоквы, не позволит пройти через свое поле, поднять с земли оливку или финик. (...) Боже упаси его жене дать взаймы соли, светильни, майорану, ячменю для жертвы, повязку или жертвенных лепешек!"
Из этого отрывка, думаю, вы поняли стиль его "Характеров". Читается превосходно!
#философия #этика #древняя_греция #культура
Читайте еще на моем канале:
Почему мы ведемся на рекламу
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Какой смысл я вижу в картине Брейгеля "Охотники на снегу"