Найти тему

Какой смысл я вижу в картине Брейгеля "Охотники на снегу"

В Вене хранится картина, запавшая мне в душу еще в детстве, когда я посмотрел фильм Андрея Тарковского "Солярис", где ее показали. Собственно, там я ее впервые и увидел. Позже узнал, что "Охотники на снегу" Брейгеля - всемирно известный шедевр, и что им можно полюбоваться воочию в венском Музее истории искусств. Так что, направляясь в Вену, я имел точную цель - посещение этого музея. Благо он находится аккурат напротив Музея естественной истории, где я мечтал увидеть Венеру Виллендорфскую.

Питер Брейгель Старший написал "Охотников" в 1565 году как часть своего цикла "Времена года".

Питер Брейгель Старший "Охотники на снегу"
Питер Брейгель Старший "Охотники на снегу"

Вообще-то поначалу картина называлась "Возвращение охотников". Не очень понятно, зачем ее переименовали, но хуже от этого она точно не стала. Цикл заказал богатый купец и коллекционер Николаас Йонгелинк. Он был меценатом и покровительствовал Брейгелю, покупал у него почти все произведения. Делая заказ "Времен года", Йонгелинк предполагал, что картины будут висеть вкруговую в зале пиршеств и напоминать гостям о круговороте жизни.

В цикле, как известно, шесть картин. Почему?! Ведь времен года четыре, скажете вы. Всё верно. Времен года четыре, но для голландцев XVI века их было шесть.

Фрагмент картины. Костер у гостиницы.
Фрагмент картины. Костер у гостиницы.

Картина "Охотники на снегу" посвящена зимнему периоду, а конкретно декабрю-январю. Она написана маслом по дереву и имеет размер 117 × 162 см, что соответствует размерам большого (для Голландии того времени) окна. Глядя на нее, ощущаешь себя человеком, выглядывающим в окно, за которым открывается весь этот пейзаж.

Перед нами - тема возвращения, и каждая деталь говорит о том, что любое путешествие рано или поздно должно закончиться. Где-то тут, уже не так далеко, ждет родной дом.

Фрагмент картины. Тушение пожара.
Фрагмент картины. Тушение пожара.

Нельзя сказать, что охотники добыли много дичи. Но, по крайней мере, они прогуляли своих собак. Главное - они возвращаются обратно, в привычный мир, где люди заняты работой и отдыхом. Брейгель, как всегда, насытил свое произведение множеством частных эпизодов, каждый из которых показывает жизнь в том или иной проявлении. Вот, например, дом, из трубы которого валит не дым, а огонь. Вокруг суетятся люди с лестницами, которые пытаются тушить разгорающийся пожар снегом.

Этот эпизод показан на заднем плане, но вносит нотку тревожности в общую безмятежность картины.

Фрагмент картины. Катание на катках.
Фрагмент картины. Катание на катках.

Много места занимает изображение двух катков, где люди развлекаются в свое удовольствие. Я долго стоял перед картиной, разглядывая каждую фигуру, отдельные фрагменты и произведение в целом.

Не знаю, как у вас, но у меня этот шедевр Брейгеля вызывает мысли о ценности всего, что нам дано, о том, что каждый момент бытия драгоценен. Именно в этом я вижу смысл картины.

Читайте еще на моем канале:

Новый храм для МГУ: он вообще нужен?!

Человек, сумевший превратить воротнички в символ успешной жизни