Найти тему

«Маятник культуры»: модно ли быть грамотным или лучше медийным?

"Наступят последние времена, когда девять больных

придут к одному здоровому и скажут: ты болен,

потому что ты не такой, как мы".

Преподобный Антоний Великий

Художественная литература как социальная модель мира – одна из важных сфер культурной жизни человека. В связи с этим ни в одной культуре не может быть мир только одной литературы.

Слово и сейчас по-прежнему – ядро культуры. Но какое слово? Почему СМИ нам предлагают инвективную риторику: движуха, хайп, трепло, урвать, вайб, etc.

Одним из популярных блогеров в интернет-пространстве долгое время считали журналиста Юрия Дудя с его провокационным каналом «вДудь». Согласитесь, название передачи Ю. Дудя сразу настраивает зрителя канала на активный и дискуссионный диалог. Кому и как собирается «вДудь» Ю. Дудь? Такое заглавие передачи напоминает известную всем метаграмму: «… букву замените, и смысл уже другой, и станет время года известной всем игрой». Ведущий передачи виртуозно владеет мастерством рерайтера. Ярким примером тому служит его выступление перед молодёжной аудиторией «Как разговорить дерево», где все приемы успешной коммуникации позаимствованы у Дейла Карнеги. Вот такой вот «новый дом, который построил Дудь».

Сам он так объясняет назначение профессии: «Крутой интервьюер – как крутой официант. Тот человек, которого ты вообще не замечаешь. Ты его не замечаешь, но при этом он все делает вовремя».

Да, ему удалось найти формат, который был интересен очень многим, тем, кто не будет уже смотреть Малахова и пошлые ток-шоу, с их тягучими и однообразными разговорами в студии. Такая смена декораций хорошо известна культуре, когда андеграунд вполне может поменяться местами с мейнстримом.

И, казалось бы, успех обеспечен, но на смену журналисту, имеющему университетское образование, приходит «чумазый». Это условное обозначение ныне модных тиктокеров.

Достаточно вспомнить новации Марселя Дюшана или Энди Уорхола. А если учесть еще и то, что постмодернизм допускает любой формат самовыражения, то эпатаж Ю. Дудя вообще не выглядит новаторством. Любая новая эстетика начинается с «пощечины общественному вкусу». И если уж «Дудь – это трубадур банальности в шутовской обёртке», то кто тогда Даня Милохин?

Хосе Ортега-и-Гассет в знаменитой работе «Восстание масс» писал: «Культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться, Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике». Это цитата из главы «Почему массы вторгаются всюду, во все и всегда не иначе как насилием».

Но главное свойство массового сознания – инертность. А инертность в том, что книгу сложнее и дольше читать, легче смотреть или слушать передачу на YouTube. Книга заставляет думать, возвращаться к тексту, видеоряд эмоционально воздействует иначе.

Поэтому и слово как инструмент постижения смысла заменили на видеоряд.

Интенсивное распространение сниженных слов и выражений, по мнению Ю.А. Панова, вызвано тем, что «в литературном языке на определенном историческом этапе его развития ощущается некий вакуум, некая неадекватность номинативных средств реальности, что требует заполнения и компенсации».

Шоу «ВДудь» неминуемо скатывается в рутину, поэтому нужно срочно его перезапускать.

Я перестал смотреть Юру после Димы Киселева. Когда тебя уничтожают так нещадно… Когда спрашивают про деньги, когда спрашивают про перхоть и соплю из носа – ты понимаешь уровень вопросов? Тигран Кеосаян

-2

«В ближайшие годы мир столкнется с глобальным кризисом высшего образования. Нас ждет эпидемия закрытий университетов, отказ от дипломов и отрицательные конкурсы на поступление, когда мест в аудиториях будет больше, чем желающих их занять», – такой прогноз дают нам аналитики масмедийного культурного пространства.

-3

Любая соцсеть сталкивается со сменой поколений. Молодежь уходит с платформ, где сидят их родители. И они переходят в другую соцсеть. Это первая причина популярности TikTok. Вторая – это легкость контента. Производство YouTube-контента намного дороже и сложнее, даже Инстаграм – это все равно какая-то сторонняя обработка, там обязательна красивая картинка. А TikTok в этом плане намного проще и легче. Там есть свобода самовыражения. Вход в TikTok – ноль рублей ноль копеек. Поэтому вся молодежь пошла туда. За ними подтянулись и селебрити.

Не могу не согласиться со словами Татьяны Черниговской:

«Каждый человек, читающий сегодня книгу - это солдат сопротивления» «Апокалипсис сегодня» #ещенепознер

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед,

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ