Давайте сразу отбросим мысли, что советские ученые ставили над детьми опыты, похожие на чудовищные эксперименты нацистов в концлагерях. В Союзе, конечно, было нечто вроде евгеники (в 20-30-е гг.), целью которой ставилось создание идеального человека, сильного и выносливого, умного, честного и, главное, склонного к коллективной деятельности, то есть начисто лишенного эго и стремления отстаивать собственные интересны. Но, разумеется, это нельзя ставить в один ряд, например, с доктором Менгеле из Освенцима. В СССР опыты над детьми были больше психологическими и даже те, которые касались физиологии, не наносили страшного ущерба здоровью подопытных и, тем более, не ставили под угрозу их жизни.
Кто-то может поспорить, сказав, что советские ученые зверствовали по полной программе. Ни подтверждать, ни отрицать не будем – слишком много документов той эпохи до сих пор находится под строгой секретностью. Но очень маловероятно!
Физиологические эксперименты Павлова
Вообще, советский физиолог Иван Павлов эксперименты старался проводить над животными. То половину желудка вытащит, то слюнные железы переделает, а потом наблюдает, как будет себя вести собачка, что у нее изменится в организме, выживет ли она в принципе. Но живность для опытов хотя и подходила, но не передавала полной картины воздействий всех этих штуковин на организм человеческий. В связи с этим, в 20-30-е гг. под опыты Павлова попали дети. Если быть конкретнее, то беспризорники:
- их расплодилось слишком уж много;
- никто бы не стал их искать;
- они сами были рады поучаствовать в экспериментах.
Сразу оговоримся, что мы не знаем детали всех экспериментов, которые Павлов ставил над детьми, до нас дошли сведения только об опытах сравнительно безобидных.
Суть в том, что беспризорному ребенку меняли строение слюнных желез – их выводили наружу на щеку или куда-то в район губы, после чего смотрели на реакцию организма при употреблении или созерцании некоторых продуктов питания – потекут слюни или нет. С одной стороны, особого вреда здоровью это не причиняло. С другой – вернуть все в исходное состояние возможным не представлялось. То ли физиолог сознательно обошел этот вопрос стороной, то ли медицина того времени до столь сложных операций не дошла.
Но ребяткам было на это наплевать, они сами охотно шли под павловский нож, потому что как сами между собой делились впечатлениями – «там кормят клюковкой». Ну и не только ею – рацион у подопытных детей был действительно богатым, не то, что на улице; кроме того, обеспечивалась крыша над головой, защита, тепло, медицина, возможность учиться. Фактически ребята попадали в сравнительно райские условия, хотя и становились объектами научных изысканий.
Психологические опыты
И снова у нас нет исчерпывающей информации – документы или засекречены, или утрачены. Но ясно одно – большая часть психологических экспериментов над детьми относится к послевоенному времени (причем, хорошо так послевоенному, уже с 60-х гг.), и направлены они были на испытание коллективистских чувств маленьких жителей Советского Союза. Вот один из самых известных опытов.
Школьный класс приводили в лабораторию, переделанную под тир. Условия такие:
- перед испытуемыми две мишени;
- на каждой из них подсвечены результаты выстрелов тех детей, которые здесь уже побывали раньше;
- подопытному нужно выстрелить в одну из мишеней – лупит в левую, получает рубль, если выбирает правую, то рубль получает класс на свои коллективные нужды.
По легенде (по подсвеченным выстрелам) большая часть предшественников, то есть одноклассников подопытного, выстрелила в левую мишень, выбрав рубль на карман. На самом деле, результаты эти были ложными, наблюдатели специально создавали атмосферу эгоистичности окружения ребенка, над которым ставили эксперимент. И что бы вы думали? Большая часть школьников стреляла в мишень правую, то есть предпочитала, чтобы рубль достался на классные нужды. Говоря обобщенно, школьники «образца» 1971 (год проведения опыта) выбрали коллективные интересы, а не личные.
Кстати, эксперимент этот в новое время осуждается. Дело в том, что в его основе лежит напряженное отношение между одноклассниками, ведь согласно представленной легенде, большая их часть проявила эгоизм и единоличность – для морали СССР вещи нежелательные. Мог и конфликт между ребятами разгореться!
Источники:
https://royalcheese.ru/people/besprizorniki-pavlova-chto-uchenyj-delal-s-detmi-radi-nauki/