Фотография скульптуры маленького Володи Ульянова, чудом сохранившейся у детского садика в поселке Шумихинский, публиковалась мной ранее в репортаже посвященному этому затерянному миру Кизеловского угольного бассейна.
И вот нашлась скульптура близнец. И не где-нибудь на окраине ойкумены, а на территории Осинской центральной районной больницы.
Скульптура хорошо сохранилась и абсолютно идентична (за исключением ворота) шумихинской . Володя Ульянов представлен в виде кудрявого мальчика, одетого в сапоги, шаровары и рубаху свободного покроя, подпоясанную на уровне груди. Правая рука лежит на несколько неестественно вздутом животе, левая покоится на стопке книг. Черты лица на этой скульптуре сохранились лучше или просто были изначально лучше проработаны. А вот воротник рубашки сильно отличается. Здесь он выполнен стоечкой (в Шумихинском отложной) и очень плохо проработан. Может быть это следы позднего ремонта скульптуры?
Это конечно мое частное мнение, но, мне упорно кажется, что у мальчика не все в порядке с пищеварением. После публикации фото из Шумихинского мне писали, что в XIX веке все мальчики были такими пузатенькими и носили пояс не на талии, а несколько выше.
Даже принимая во внимание традиции социалистического реализма бросаются в глаза некоторые странные детали не вяжущиеся с образом стремящегося к знаниям мальчика.
Сочетание слегка вздутого живота, лежащей на нем руки и мимики явно скрывающей боль, неотвязно создает у меня ощущение, что мальчик объелся гороха или у него рахит. Эти ощущения усиливаются расположением скульптуры на территории больницы.
Тем не менее это просто замечательно, что данная скульптура сохранилась в Осе. И не просто где-то на задворках, а недалеко от входа в больницу, на специально выделенной мощением площадке и по соседству с синхронным по времени вазоном.
Замечательный уголок 50-х годов прошлого века.
Может быть кто-то из осинцев знает была ли эта скульптура здесь изначально, а если нет, то откуда она сюда и при каких обстоятельствах попала?
А теперь немного истории этого сюжета с Володей Ульяновым. Традиционно эту скульптуру приписывают Татьяне Васильевне Щелкан-Руденко, которая ещё до революции окончила Киевское художественное училище, а затем Петроградскую Академию художеств. В Челябинск она приехала из Тулы в 1932 году, преподавала лепку в Доме художественного воспитания детей, параллельно работая над различными скульптурными образами.
Всесоюзную известность ей принесла первое в стране скульптурное изображение Ленина в детстве, работа над которым была завершена в 1936 году. Скульптура была отправлена в Москву, где художественный совет в составе В. И. Мухиной и других предложил включить скульптуру, выполненную в мраморе, в постоянную экспозицию Центрального музея В.И. Ленина и организовать ее массовое производство. По заказу Центрального музея Щелкан-Руденко продолжила работу над образом вождя и создала скульптуры “Ленин-гимназист 11 лет” (1938), “Ленин-студент” (1941), “Ленин в Алакаевке” (1942). Последние две работы были созданы уже в Москве, куда Щелкан-Руденко уехала в 1940 году.
Однако не все так просто. Как оказалось при ближайшем рассмотрении скульптура Щелкан-Руденко выглядит несколько по другому и на ней изображен маленький Володя сидящий и читающий книгу.
Работа Щелкан-Руденко, законченная ею в 1936 году, представляет Ленина-ребенка сидящим и читающим книгу. Изображение головы и лица Володи при этом динамически «оживляет» все ту же детскую фотографию четырехлетнего Ильича: будущий вождь революции сосредоточенно вчитывается в большую книгу, которую он придерживает перед собою на колене и вместе с тем всем своим видом — решительностью наклоненной головы и слегка отставленной вперед ногой — создает впечатление, что за чтением последует столь же решительное движение вперед — навстречу (как надо думать) жизни, революции и будущему Советского государства.
С этого времени маленький Ленин начинает свое победное шествие по стране в скульптурных копиях, украсивших собою общественные здания, а также ландшафт городов и сел Советского Союза. К. Богданова "Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры".
Вот как Татьяна Васильевна вспоминала работу над скульптурой в своем интервью в апреле 1983 года взятым сотрудником Челябинской картинной галереи, специально посетившим её в Москве (тогда Татьяне Васильевне было 86 лет).
— Я много работала над точностью, выразительностью, подлинностью образа,— рассказывала Татьяна Васильевна.— Изучала документы и фотографии, не раз ездила в Ульяновск. Выбрала мальчика, который, как мне казалось, мог быть очень похож на жизнерадостного, любознательного, непоседливого Володю Ульянова. Я шила ему рубашечки из разных сортов ткани, но все получалось не то — то складки слишком мятые, невыразительные, то грубые и плотные, как из камня. Наконец сшила из чесучи, задрапировала под поясок — и все прекрасно получилось. Мне хотелось в образе Ленина в детстве передать и его веселость, детскую непосредственность, и необыкновенно пытливое выражение, и светлую мысль, которая уже в раннем детстве так отличала Володю от сверстников. Мне, конечно, хотелось совместить живой жизненный образ с идеалом.
Любопытно, но и скульптура Володи Ульянова, опирающегося на книжки, также приписывается Щелкан-Руденко, причем с достаточными основаниями, такими как фотофиксация процесса создания и наличие скульптуры в экспозиции Центрального музея В.И. Ленина.
Так что скорее всего К.Богданов в своей книге допустил ошибку, приписав Щелкан-Руденко другой растиражированный образ маленького Ильича.
Использованы материалы:
2. Т.Б.Качкина. Иконографические образы Ленина в детской скульптурной и живописной лениниане.
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь