Старый добрый Т-4А от Алтайского тракторного завода, который когда-то находился в городе Рубцовске Алтайского края, знаком многим из вам.
При всех своих преимуществах большой проблемой были именно условия труда, в которых приходилось работать механизатору: высокий шум, большие вибрации, пыль без проблем проникала в кабину, температура в кабине под солнцем быстро росла, поэтому приходилось работать с открытыми окнами или дверями, что опять же влекло за собой повышенную запыленность и шумность.
Кабина прямо просится, чтобы ее поменяли. Так и появился в 90-х долгожданный трактор Т-4А.01, следующий этап эволюции Т-4.
Сложно сказать, что в нем поменялось кроме кабины. Видимо - ничего. Кабина стала выше, внутренний объем увеличился. Площадь остекления также стала больше. Переработаны уплотнения, путей для проникновения пыли стало меньше. Улучшена система вентиляции, теперь входной воздух проходит систему очистки. А в последние годы существования предприятия появилась опция установки кондиционера.
Сиденье механизатора переместилось с правой стороны, как было на Т-4А, в центр. Так как значительных изменений в конструкцию самого трактора не вносилось, говорить о появлении обычного круглого руля не приходится - сохранились старые добрые рычаги.
Всё остальное (двигатель А-01М мощностью 130 л.с., трансмиссия (8 скоростей переднего хода и 4 заднего), гидравлика, гусеничные движители) осталось таким же, как было на Т-4А со старой кабиной. В новой модели пытались улучшить именно условия труда механизатора.
В заголовок вынесена еще две модели - Т-4А.02 и Т-402.01. А это что за звери? Тут еще всё проще.
Т-4А.02 почти идентичная копия ранее описанного Т-4А.01. Но есть одно ключевое отличие - он оснащен другим двигателем. Речь о дизельном двигателе КАМАЗ 740.03-135 с такой же мощностью - 130 лошадиных сил. Других отличий не ищите. Почему КАМАЗ? И тут всё просто: трактор Т-4А.02 с камазовским движком предполагалось продавать в тех регионах, где работало много сельхозтехники с двигателями от Камаза. Чтобы проще было обслуживать: там и запчастей можно быстрее найти (навалом в любом магазине) и обслуживающую сервисную организацию.
Дальше, Т-402.01. Здесь отличия уже посерьезнее. Это трактор уже пятого тягового класса, в отличии от предыдущих четвертого класса.
На него ставили более тяговитый 150-сильный дизель с турбонаддувом Д-461-11. Повышенная мощность конечно же повлекла за собой и другие изменения: была усилена трансмиссия и изменен скоростной ряд КПП, усилена навеска и увеличена производительность гидравлики под более тяжелые орудия и агрегаты. Максимальная скорость увеличилась до 11,94 км/час (против 9,32 км/ч у других моделей)
При этом у всех моделей идентичная гусеничная тележка, доставшая от базового Т-4А. Соответственно, всё те же проблемы с хорошей встряской на перегонах. Железная гусянка тщательно передает каждый толчок от любого камышка механизатору. По габаритам все три модели (Т-4А.01, Т-4А.02, Т-402.01) также идентичны: база - 2,522 м, колея - 1,384 м., дорожный просвет - 371 мм., длина - 4,65 м., ширина 1,95 м., высота - 2,84 м.
Мы сегодня ограничились несколькими схожими моделями бывшего завода из Рубцовска. Но были и другие тракторы с переработанной трансмиссией, ходовкой и двигателями. Но это уже другая история.
В этой статье найдется информация, к которой у вас могут появиться претензии, поэтому сразу объяснюсь. Здесь речь о тракторах Алтайского тракторного завода, а не о полукустарных производствах, появившихся после развала АТЗ. У одних Т-402 стал снова работать на 130-сильном АМ-01, у других его поставили на балансирную подвеску. Если разбираться в этом, то в голове каша будет.
На этом всё!!! Переходите на наш новый сайт shem33.ru , а также подписывайтесь на наши каналы и группы в ВКонтакте , Одноклассники и Telegram и Яндекс.Дзен. До скорых встреч!!!