Колесница, запряжённая четырьмя лошадьми, сооружение весьма массивное. На поле боя среди пеших воинов, сражающихся мечами в прямом контакте с противником, лучник может иметь некоторое преимущество, поражая издалека. Но мечник оперативнее. Преимущество над обоими имеет всадник с копьём (хотя это и более крупная цель, но зато массивная сила удара и скорость передвижения дают колоссальное преимущество. Всадник может ещё сражаться и с помощью пики, для которой пешему нет достаточного пространства.
Однако внимание всадника раздваивается между управлением конём и прицельным использованием оружия. Поэтому гораздо эффективней использовать колесницу. На ней могут расположиться два воина: возничий, управляющий конём, и копейщик или лучник. Пара, запряжённая в колесницу, увеличивает и скорость перемещения, и мощь удара. А квадрига в той античной войне, это уже что-то вроде танка в войне современной.
Квадрига незаменима на параде, когда государство устраивает для предостережения возможных агрессоров демонстрацию своей мощи. И на протяжении многих веков шествие квадриг стало непременным элементом парадов.
И наконец, сама по себе зрелищная красота проезда квадриг породила особый вид развлечения - гонки квадриг. И в те эпохи, когда для управления массами было достаточно двух непременных элементов - хлеба и зрелищ, - гонки квадриг были очень важным внутриполитическим регулятором. И потому само по себе изображение Квадриги стало объектом искусства.
От античных изображений такого рода сохранилась единственной только скульптура из позолоченной бронзы, хранящаяся в кафедральном соборе Св. Марка в Венеции. Считается, что она была создана Лисиппом в IV в. до н.э.
Гробница Мавсола, (от имени которой и возникло название этого типа гробниц), была украшена изображением квадриги.
А в нашей стране все, конечно, помнят Квадригу московского Большого театра. При перестройке здания после пожара в 1853-56 годах на фронтоне его была установлена бронзовая скульптурная группа квадриги, управляемой Аполлоном, работы Петра Клодта.
И, наконец, слово "квадрига" возникает в нашей стране в середине XX века вне скульптурно-архитектурных ассоциаций. И к скачкам это тоже не имеет отношения. Так называет себя группа молодых поэтов. В результате хрущёвского "разоблачения культа личности" советское общество резко политизировалось и в то же время поляризовалось. Типично русское занятие: "... и я сжёг всё, чему поклонялся, поклонился тому, что сжигал".
Поляризовалась и естественная молодёжная фронда. А поскольку одновременно шла и политизация, тоже естественная, то поэзия разделилась на консервативно-охранительскую и бунтарско-диссидентскую. Понятно, что если нормальные типографские публикации возможны лишь для своих, то для бунтарей оставался только самиздат (тиражирование с помощью пишущей машинки) или публикация за рубежом. И то, и другое государство не одобряло и беспощадно преследовало. И даже пыталось устроить публичную порку. Такой плохо продуманной попыткой и оказался суд над Бродским, когда государство выступило с не очень обоснованным и очень неубедительным обвинением Бродского в тунеядстве.
С сегодняшних позиций весь этот суд представляется, как чья-то хитрая и злобная антисоветская диверсия. Но скорей всего это был искренний порыв тех, с кем и врагов не надо. Однако это стало государственной политикой, началась чуть ли не массовая высылка из страны тех деятелей, чьи взгляды чем-либо не удовлетворяли руководство. Маховик идиотизма раскручивался, набирал обороты и в конце концов обрушил в бездну и страну, и самый прогрессивный общественный строй из существовавших в истории. Вот такие "квадрижки", знаете ли.
В четвёрку "Квадриги" Бродского входил Дмитрий Васильевич Бобышев (собственная фамилия - Мещеряков, род. 11.04.1936, эмигрировал в 1979 г., с 1983 г. - гражданин США, профессор Иллинойсского университета, поэт, переводчик, литературовед). А так же Евгений Борисович Рейн (род. 29. 12.1935, в 1979 году участник альманаха "Метрополь", с 1987 г. - член ССП СССР, преподаёт в Литературном Институте им. Горького). И четвёртым стал Анатолий Генрихович Найман( род 23.04. 1936, поэт переводчик, литературный секретарь и соавтор Анны Ахматовой. В 1970 году вышел в свет фильм Александра Орлова "Удивительный мальчик". В нём восемь песен. Текст их написал Анатолий Найман, музыку Эдуард Артемьев. Пять из этих песен исполнила только что перешедшая в Москонцерт молодая солистка Липецкой филармонии Алла Пугачёва.
То, что было грозным оружием у древних греков, в наше время стало просто ироническим щитом на уровне семейной шутки.