Найти в Дзене
Anton Rassadin

Трубы горят!

Второй день IX форума «Большой Урал - 2021. Промтуризм: от старейших заводов до новых производств», прошедшего в Екатеринбурге 15-16 октября 2021 года, строго по принципу «гэмба» прошёл на промплощадках, где участники форума прошли путём промтуриста, прочувствовали и затем обсудили полученный опыт и возможность его масштабирования.

Предложенных объектов было три: трубный завод, АЭС и хлебокомбинат, — и было немного обидно, что нельзя посетить хотя бы два из трёх (на хлебозаводе в детстве я бывал). По долгому размышлению я выбрал завод: он по многим параметрам мне ближе, зрелищней (быстрые нейтроны всё равно не увидишь, как ни старайся), да и объект обещал не просто завод, а историческое предприятие с уникальным музеем. Мне кажется, я не прогадал, и сейчас вы поймёте, почему.

История входящего в Трубную металлургическую компанию Северского трубного завода в городе Полевском (40 км к юго-западу от Екатеринбурга) началась при Анне Иоанновне в 1734 году, когда В. Н. Татищев выбрал это место по соседству со вновь открытыми богатыми залежами железной руды место на реке Северушке (притоке Чусовой) для строительства казённого железоделательного завода.

Поначалу завод занимался кричным переделом — получением ковкого «кричного» железа из поступавшего сюда с соседнего Полевского завода чугуна. (С этимологией «крицы» — куска железа — и «кричного» я, честно признаться, так и не разобрался: Срезневский находит встречающееся в древнерусских источниках «кричь» ‘кузнец’; Фасмер приводит мнения Соболевского и Преображенского, усматривающих там тот же корень, что в «икре», но сам больше склоняется к мнению Миклошича и Горяева, предполагающих заимствование из немецкого Kritze, что, впрочем, может означать и обратное — примеров заимствования из славянских в немецкий немало.)

Точная копия кричного молота XIX века. После кричного горна, в котором чугун рафинировался и обезуглероживался, полученные крицы проковывались молотом для уплотнения и выжимания шлака, которого оставалось до 2%. Большое колесо вращалось ременной передачей от гидроустановки, кулаком опускало край молотовища, противоположный голове молота, а когда кулак отпускал молотовище, голова под собственным весом ударяла по крице.
Точная копия кричного молота XIX века. После кричного горна, в котором чугун рафинировался и обезуглероживался, полученные крицы проковывались молотом для уплотнения и выжимания шлака, которого оставалось до 2%. Большое колесо вращалось ременной передачей от гидроустановки, кулаком опускало край молотовища, противоположный голове молота, а когда кулак отпускал молотовище, голова под собственным весом ударяла по крице.

В 1757 году завод вместе с соседними Полевским и Сысертским (привыкнуть к ударению на «е» мне никак не удаётся, на «ы» кажется гораздо более естественным) за 145 500 рублей приватизирует соликамский купец А. Ф. Турчанинов, обойдя Демидовых и Строгановых в придворных интригах за благосклонность Елизаветы Петровны. Позже преданность престолу во время Пугачёвского бунта принесла безродному приёмышу потомственное дворянство и цаплю на гербе, ставшую заводским клеймом и символом завода.

Площадка на повороте к музею «Северская домна» на плотине завода.
Площадка на повороте к музею «Северская домна» на плотине завода.

Вдова, дети и внуки не очень удачно распорядились наследством, и в 1911 году обанкротившиеся заводы перешли во владение русско-британского акционерного общества, связанного с активами Сесиля Родса, основателя знаменитой De Beers. После революционных потрясений и разрухи Гражданской войны на национализированный завод снова вернулись британцы — уже концессионерами. До расторжения концессионного договора в 1930 году они успели модернизировать производство, закупить современное оборудование, построить железнодорожную ветку и подключиться к уральской энергосистеме.

Несмотря на закупку немецких мартеновских печей Demag, на заводе продолжали работать доменные печи XIX века. Одна из них, чудом сохранившаяся до наших дней, запущенная в 1898 и остановленная только в 1934 году, и стала основой корпоративного музея «Северская домна».

Основу музейного комплекса «Северская домна» составляет домна — единственный в Европе шедевр уральской промышленной архитектуры середины XIX века, находящийся в высокой степени сохранности и дающий полное представление о производственном процессе выплавки чугуна в позапрошлом веке.  Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 промышленный комплекс был взят под государственную охрану и признан объектом культурного наследия республиканского значения. Сегодня памятник является объектом федерального значения. Единственная сохранившаяся на Северском заводе доменная печь построена в 1898 году на фундаменте доменной печи завода, выдавшей первый чугун в 1860 году. На самом верху печи размещается колошниковая площадка, с которой производилась загрузка в печь шихтовых материалов: железной руды, древесного угля и известняка. Доставлялись они гужевым транспортом по наклонным мостам и галереям. Все оборудование колошниковой площадки сохранилось с XIX века. Доменный цех был остановлен в июне 1934 года.
Основу музейного комплекса «Северская домна» составляет домна — единственный в Европе шедевр уральской промышленной архитектуры середины XIX века, находящийся в высокой степени сохранности и дающий полное представление о производственном процессе выплавки чугуна в позапрошлом веке. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 промышленный комплекс был взят под государственную охрану и признан объектом культурного наследия республиканского значения. Сегодня памятник является объектом федерального значения. Единственная сохранившаяся на Северском заводе доменная печь построена в 1898 году на фундаменте доменной печи завода, выдавшей первый чугун в 1860 году. На самом верху печи размещается колошниковая площадка, с которой производилась загрузка в печь шихтовых материалов: железной руды, древесного угля и известняка. Доставлялись они гужевым транспортом по наклонным мостам и галереям. Все оборудование колошниковой площадки сохранилось с XIX века. Доменный цех был остановлен в июне 1934 года.
Доменная башня с литейным двором. Восьмигранное здание с куполообразной крышей и литейным двором напоминает храм. При его постройке использовались приёмы, элементы и кладка, характерные для возведения церквей.
Доменная башня с литейным двором. Восьмигранное здание с куполообразной крышей и литейным двором напоминает храм. При его постройке использовались приёмы, элементы и кладка, характерные для возведения церквей.

Кроме домны, в примыкающих к доменной (специально для цифровизированных миленниалов: ударение на «о», от «домна», а не на «е» от «домена») башне бывших литейном дворе и кричной фабрике и образуемом ими дворе развёрнута интересная историческая экспозиция, с которой начинается каждое экскурсионное посещение СТЗ — листайте галерею.

Ещё один очень интересный экспонат расположен чуть выше, у входа в музей. В 2013 году на верхней площадке музейного комплекса установлена часовня, выполненная полностью из железа и являющаяся точной копией часовни XIX века.

-7

Осмотрев музейный комплекс, мы направились на действующее производство и посетили два цеха, где плавят металлолом, разливают металл в непрерывно-литую заготовку круглого сечения и изготавливают из неё трубы. Листайте галереи и смотрите видео.

А ещё СТЗ участвует в Уральской индустриальной биеннале современного искусства в качестве арт-резиденции, предоставив художникам стены своих зданий под муралы.

-11

Это было очень интересно, увлекательно и познавательно. Огромное спасибо организаторам форума и сотрудникам СТЗ и его музея за это интересное приключение!

#уралзаводит #полевской #черная металлургия #северский трубный завод #промтуризм