Второй день IX форума «Большой Урал - 2021. Промтуризм: от старейших заводов до новых производств», прошедшего в Екатеринбурге 15-16 октября 2021 года, строго по принципу «гэмба» прошёл на промплощадках, где участники форума прошли путём промтуриста, прочувствовали и затем обсудили полученный опыт и возможность его масштабирования.
Предложенных объектов было три: трубный завод, АЭС и хлебокомбинат, — и было немного обидно, что нельзя посетить хотя бы два из трёх (на хлебозаводе в детстве я бывал). По долгому размышлению я выбрал завод: он по многим параметрам мне ближе, зрелищней (быстрые нейтроны всё равно не увидишь, как ни старайся), да и объект обещал не просто завод, а историческое предприятие с уникальным музеем. Мне кажется, я не прогадал, и сейчас вы поймёте, почему.
История входящего в Трубную металлургическую компанию Северского трубного завода в городе Полевском (40 км к юго-западу от Екатеринбурга) началась при Анне Иоанновне в 1734 году, когда В. Н. Татищев выбрал это место по соседству со вновь открытыми богатыми залежами железной руды место на реке Северушке (притоке Чусовой) для строительства казённого железоделательного завода.
Поначалу завод занимался кричным переделом — получением ковкого «кричного» железа из поступавшего сюда с соседнего Полевского завода чугуна. (С этимологией «крицы» — куска железа — и «кричного» я, честно признаться, так и не разобрался: Срезневский находит встречающееся в древнерусских источниках «кричь» ‘кузнец’; Фасмер приводит мнения Соболевского и Преображенского, усматривающих там тот же корень, что в «икре», но сам больше склоняется к мнению Миклошича и Горяева, предполагающих заимствование из немецкого Kritze, что, впрочем, может означать и обратное — примеров заимствования из славянских в немецкий немало.)
В 1757 году завод вместе с соседними Полевским и Сысертским (привыкнуть к ударению на «е» мне никак не удаётся, на «ы» кажется гораздо более естественным) за 145 500 рублей приватизирует соликамский купец А. Ф. Турчанинов, обойдя Демидовых и Строгановых в придворных интригах за благосклонность Елизаветы Петровны. Позже преданность престолу во время Пугачёвского бунта принесла безродному приёмышу потомственное дворянство и цаплю на гербе, ставшую заводским клеймом и символом завода.
Вдова, дети и внуки не очень удачно распорядились наследством, и в 1911 году обанкротившиеся заводы перешли во владение русско-британского акционерного общества, связанного с активами Сесиля Родса, основателя знаменитой De Beers. После революционных потрясений и разрухи Гражданской войны на национализированный завод снова вернулись британцы — уже концессионерами. До расторжения концессионного договора в 1930 году они успели модернизировать производство, закупить современное оборудование, построить железнодорожную ветку и подключиться к уральской энергосистеме.
Несмотря на закупку немецких мартеновских печей Demag, на заводе продолжали работать доменные печи XIX века. Одна из них, чудом сохранившаяся до наших дней, запущенная в 1898 и остановленная только в 1934 году, и стала основой корпоративного музея «Северская домна».
Кроме домны, в примыкающих к доменной (специально для цифровизированных миленниалов: ударение на «о», от «домна», а не на «е» от «домена») башне бывших литейном дворе и кричной фабрике и образуемом ими дворе развёрнута интересная историческая экспозиция, с которой начинается каждое экскурсионное посещение СТЗ — листайте галерею.
Ещё один очень интересный экспонат расположен чуть выше, у входа в музей. В 2013 году на верхней площадке музейного комплекса установлена часовня, выполненная полностью из железа и являющаяся точной копией часовни XIX века.
Осмотрев музейный комплекс, мы направились на действующее производство и посетили два цеха, где плавят металлолом, разливают металл в непрерывно-литую заготовку круглого сечения и изготавливают из неё трубы. Листайте галереи и смотрите видео.
А ещё СТЗ участвует в Уральской индустриальной биеннале современного искусства в качестве арт-резиденции, предоставив художникам стены своих зданий под муралы.
Это было очень интересно, увлекательно и познавательно. Огромное спасибо организаторам форума и сотрудникам СТЗ и его музея за это интересное приключение!
#уралзаводит #полевской #черная металлургия #северский трубный завод #промтуризм