Довольно редко увидишь основательные работы художников в технике монотипии. Точнее, она, конечно, используется, и успешно, но в основном это быстрые опыты с отпечатанными на бумаге красочными пятнами.
И очень даже понятно, почему почти не бывает работ в этой технике, которые требую длительного труда. Монотипия не допускает исправлений, постепенных улучшений и перерисовок части изображения. здесь можно только что-то дорисовать, постаравшись не испортить красот, которые появились на бумаге практически непредсказуемо.
Это, на самом деле, очень интересное занятие для рисовальщика.
Для занятий с детьми - гарантия увлечённости и успеха. В одной из статей (см. ссылку) я рассказывала о таком уроке.
А сейчас перебирала свои старые (очень старые) учебные работы и нашла несколько монотипий, выполненных на занятиях по технике графики.
Это была другая разновидность монотипии, а вообще их довольно много.
Здесь нужно было предварительно раскатать валиком краску по стеклу или другой гладкой поверхности. Краска имеется в виду типографская, но можно использовать и масляную. Тогда нужно предварительно подержать ее на бумажной салфетке, чтобы лишнее масло из краски впиталось в бумагу.
Раскатывали мы краску тогда резиновым фотографическим валиком (кто помнит, что это такое?) Потом накладывали на очень тонкий слой краски лист бумаги и рисовали по нему с обратной стороны. Нужен был, конечно, предварительный эскиз.
Такая техника дает возможности, не достижимые никаким другим способом. Например, линии, проведенные острым карандашом, получаются достаточно тонкими и четкими. Но при этом имеют не резкие края, а слегка "мохнатые", бархатистые.
А ещё можно проводить линии более толстым инструментом. И нажимать на карандаш слабее или сильнее. Или вообще делать мазки пальцем.
Вот монотипия по зарисовке деревенского пейзажа. Небо и дорожка тонированы просто пальцем, остальное - карандаш.
А с обратной стороны лист выглядит так. Изображение зеркальное. Лист тонкий, поэтому слегка просвечивает краска с лицевой стороны.
А еще можно предварительно соскоблить мастихином краску с некоторых будущих пробельных мест. Что и наблюдается на небе на этом варианте картинки.
Есть и третий вариант этой картинки. Здесь была бумага другого качества, с более рыхлой структурой. Оттого и рисунок получился более "воздушным".
Так много вариантов работы существует именно потому, что в технике монотипии очень велико значение случайности, большой вероятности появления непредсказуемых эффектов. Это и привлекает. Ты никогда точно не знаешь, что получится в результате. Можно только предполагать, и пробовать, пробовать...
Вот более длительная работа с этим сюжетом.
Ещё пара вариантов того же мотива, но с другой композицией. Эксперименты с небом.
А здесь как бы лучи заката.
Ещё одно упражнение, городская зарисовка. Слово "Аптека" пришлось выцарапывать на раскатанной краске зеркально. Здесь видно, что в основном картинка была выскоблена на краске, а с оборота потом только добавлено несколько тонких линий, например, штриховка на столбе.
И уж совсем буйный эксперимент - картинка про дождь. Мастерства никакого, зато сколько экспрессии!..
Попробуйте эту технику, не заскучаете. Немного вымажетесь краской, но это не страшно, если есть фартук.
Ещё о занятиях по изобразительному искусству - в статьях этого канала. А оглавление всех статей по темам - на моём сайте, здесь.
Успехов вам в творчестве!