Найти в Дзене
Любимые художники

Любимые художники - Рембрандт

Величайший голландский художник, виртуоз света и тени.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Хоть я и строю тут из себя знатока искусств - никакого художественного или искусствоведческого образования у меня, разумеется, нет. Интерес к живописи и первые познания в ней у меня появились в глубоком детстве - благодаря журналам "Огонёк". В перестроечные времена это был довольно крутой журнал, и в каждом номере были несколько разворотов с репродукциями картин. Мне нравилось их рассматривать, но наиболее поразившей, и как раз таки пробудившей мой интерес к изобразительному искусству, стала вот эта картина:

"Даная" (1636, Эрмитаж)
"Даная" (1636, Эрмитаж)

Мне было тогда, наверное, лет 12. Картина произвела на меня большое впечатление. Не только голая женщина сюжет, но и то, что, как мне показалось, картина светилась настоящим светом. Если раньше я воспринимал эти журнальные репродукции просто как красивые картинки, то тут впервые меня заинтересовало не то, что нарисовано - а то, как. Стало интересно, кто художник, и как он добился такого эффекта.
Я даже тогда попытался сам нарисовать эту "Данаю" акварелью - подозреваю, что родители до сих пор хранят где-то эту картинку.
С тех пор Рембрандт для меня - это таинственный полумрак с выхваченным узким лучом света объектом. Фотографы назвали бы это "низким ключом".
"Даная" висит в Эрмитаже, и мне уже во взрослом возрасте довелось её увидеть. Как ни странно, но я совсем не помню впечатления от той первой встречи.
Известная история, что в 1985 году, на "Данаю" напал какой-то сумасшедший: облил картину кислотой и нанёс несколько ножевых ранений. К счастью, реставраторам удалось её  спасти - реставрация продолжалась 12 лет.

-2

Эрмитаж, кстати, в своё время владел самой большой коллекцией Рембрандта в мире. Однако потом уступил это первенство голландскому Рейксмузиуму. Отчасти от того, что голландцы предприняли большую работу по возвращению работ Рембрандта на историческую родину, а отчасти и из-за повторных атрибуций, которые отвергли авторство Рембрандта у многих картин. С 1968 года работает исследовательский проект "Рембрандт", который на сегодняшний день подтвердил авторство только 346 работ из почти 800, приписываемых Рембрандту в начале XX века.

Одна из самых знаменитых работ Рембрандта.

"Ночной дозор" (1642, Рейксмузиум, Амстердам)
"Ночной дозор" (1642, Рейксмузиум, Амстердам)

Название достаточно условно: не так давно картина была расчищена, и оказалось что тёмные её тона - это просто следы времени.

Другое её название - «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Картина была написана по заказу Стрелкового общества  - нидерландского гражданского ополчения. И, говорят, заказчик остался не в восторге от результата. Во-первых, вместо парадного портрета Рембрандт написал почти жанровую картину. Кого-то из участников роты художник задвинул на задний план и в тень так, что они не могли себя разглядеть, и в то же время на картине появились персонажи, к роте не имеющие никакого отношения. Самый заметный (но не единственный) "левый" персонаж - девочка в светлом платье с лицом жены Рембрандта - Саскии. Возможно, и сам художник присутствует на картине - мужчина, выглядывающий из-за стрелка в высоком цилиндре, подозрительно похож на его автопортреты. В общем, Рембрандт написал вещь интересную, но видимо не совсем такую, какую от него ожидали заказчики. Впрочем, возможно неуспех картины лишь легенда - но заказов (и доходов) после этого у художника поубавилось. Примерно в то же время умерла Саския - и для Рембрандта начались не самые радужные времена.

Ещё парочка групповых портретов, написанных Рембрандтом.

Это написан после "дозора"...

"Синдики или портрет избранных членов цеха суконщиков" (1662, Рейксмузиум, Амстердам)
"Синдики или портрет избранных членов цеха суконщиков" (1662, Рейксмузиум, Амстердам)

А этот - до.

"Урок анатомии доктора Тульпа" (1632, Маурицхёйс, Гаага)
"Урок анатомии доктора Тульпа" (1632, Маурицхёйс, Гаага)

Это групповой портрет гильдии хирургов. А режут они грабителя и висельника Адриаана Адриаанса по прозвищу Малыш. А вообще подобные мероприятия (анатомический театр) были в те времена довольно популярным развлечением. Как сейчас в моде мастер-классы по кулинарии и рукоделию, так и у продвинутых барочных европейцев было модно ходить смотреть, как устроены человеки внутри. Пётр Первый наш, будучи в Голландии примерно в те же времена, тоже любил развлекаться подобным образом - видимо тогда и замыслил свою Кунсткамеру.

Рембрандт писал не только портреты, но именно люди ему удавались на славу. Кажется, никто до него так не преуспел в изображении эмоций портретируемых. Ну или автопортретируемых - автопортретов Рембрандт нарисовал великое множество. Одних только живописных счёт идёт на десятки, а уж если рисунки, гравюры и эскизы присовокупить...

Вот - молодой Рембрандт.

"Юношеский автопортрет" (1629, Старая Пинакотека, Мюнхен)
"Юношеский автопортрет" (1629, Старая Пинакотека, Мюнхен)

Вот - зрелый.

"Автопортрет"  (1640, Национальная галерея, Лондон)
"Автопортрет" (1640, Национальная галерея, Лондон)

А вот - на закате жизни.

"Автопортрет" (1669, Маурицхёйс, Гаага)
"Автопортрет" (1669, Маурицхёйс, Гаага)

А вот - знаменитый автопортрет с Саскией на коленях.

"Блудный сын в таверне" (1637, Дрезденская картинная галерея)
"Блудный сын в таверне" (1637, Дрезденская картинная галерея)

По-моему, тут он похож на Табакова в "Трёх мушкетёрах":

-10

Продолжая тему портретов... Мне очень нравятся его старики из Эрмитажа.

"Портрет старика в красном" (1654, Эрмитаж)
"Портрет старика в красном" (1654, Эрмитаж)
"Портрет старика-еврея" (1654, Эрмитаж)
"Портрет старика-еврея" (1654, Эрмитаж)

Ну а среди непортретного творчества Рембрандта (впрочем, оно тоже не без людей) стоит отметить его работы на мифологические и библейские сюжеты.
Тут особенно интересно сравнивать работы Рембрандта с аналогичными сюжетами итальянских мастеров.

"Данаю" в начале я уже показывал, а вот как этот же сюжет выглядел у Тициана:

Тициан. "Даная", 1533
Тициан. "Даная", 1533

Ну тут уже довольно похоже - Тициан почти ступил на порочный барочный путь. Это 1553 год.

А вот уже евангельский сюжет:

"Святое семейство и ангелы" (1654, Эрмитаж)
"Святое семейство и ангелы" (1654, Эрмитаж)

Посмотрите, как уютно и по-домашнему: Иосиф плотничает на заднем плане, Мария читает и качает люльку с Иисусом.
А вот Святое Семейство от Рафаэля (1507 г)

Рафаэль. "Святое семейство" (1507 г)
Рафаэль. "Святое семейство" (1507 г)

А вот из раннего:

"Христос во время шторма на море Галилейском" (1633, местонахождение неизвестно)
"Христос во время шторма на море Галилейском" (1633, местонахождение неизвестно)

Эта картина в 1990 году была украдена из музея в Бостоне в компании ещё 12 картин - Времеера, Дега, Мане. Где она теперь до сих пор неизвестно.
И тот же сюжет в исполнении Тинторетто (1580)

Тинторетто. "Христос в Галилейском море", 1580
Тинторетто. "Христос в Галилейском море", 1580

Ну и, пожалуй, самая пронзительная картина Рембрандта. И одна из моих любимых.

"Возвращение блудного сына" (1669, Эрмитаж)
"Возвращение блудного сына" (1669, Эрмитаж)

В отличии от "Данаи", первое впечатление от "Блудного сына" по Эрмитажу я помню. И помню, как девочка-экскурсовод с чувством, размахивая руками, рассказывала: "художник брал краску шпателем и делал широкий мазок, снова брал и снова делал..."
Судя по году создания, это одна из последних работ Рембрандта. Художник умер в возрасте 63 лет старым, больным и бедным.

На этом всё. Сегодня было много тёмных тонов, а в следующий раз будет много синего и красного.

#искусство #художники

#изобразительное искусство #рембрандт