Тот самый, имя говорит само за себя. Среди авторов сценария – приемный сын Сергея Герасимова и Тамары Макаровой - Артур Макаров. А какие талантливые артисты снимались в этом фильме! Николай Гринько, Николай Крюков (не путать с Крючковым), Лев Поляков, Жанна Прохоренко, в главной роли –Анатолий Солоницын, любимый актер Тарковского.
И нельзя сказать, что фильм «Один шанс из тысячи» не пользовался успехом: по результатам успешности кинокартин 1969 года он вошел в десятку самых посещаемых – за год его посмотрело более двадцати восьми миллионов зрителей. Он опередил такие известные фильмы, как «Хозяин тайги», «Живой труп», «Дворянское гнездо» и «Не горюй».
Зрителям картина нравилась: еще бы, героические приключения советских разведчиков во время войны никого не могли оставить равнодушными. О подвигах десантников было рассказано с юмором, хотя трагические ноты в фильме тоже прозвучали.
Критики самодовольно посмеивались над примитивным, как они считали, фильмом:
Поступки действующих лиц до неприличия наивны, в некоторых же фрагментах (особенно в эпизоде велогонки, завершившейся для отдельных «спортсменов» плачевно) – настолько немотивированно глупы, что поневоле задумываешься, не смотришь ли фарс про какую-нибудь «большую прогулку».
«Большая прогулка» (1966) – это знаменитый французский фильм, поставленный Жераром Ури, в котором снимались известные комики – Бурвиль и Луи де Фюнес. В нем рассказывается о смешных и невероятных приключениях французов, помогающих экипажу британского бомбардировщика, сбитого над Парижем, скрыться от нацистов. Забавные недоразумения, остроумные проделки простых парижан, попавших в непривычную, сложную ситуацию, невероятные совпадения плюс режиссерская воля – все это помогает французам выпутаться из самых невероятных ситуаций. Немцы выглядят туповатыми, неумелыми – они спокойно могут расстрелять свой самолет, с ними легко справиться с помощью любых подручных средств, например, тыкв, которые герои бросают в преследующих их фашистов. Конечно же, тыквы справляются с порученной им миссией лучше любых снарядов. Тем не менее, французов никто не упрекал в наивности, граничащей с глупостью, или в фарсовости изображения событий войны. Напротив, фильм в течение тридцати лет был лидером национального кинопроката.
Более продвинутые критики подключали социально-психологический смысл:
Ощущение такое, что на самом деле фашисты — переодетые красноармейцы, которые дурачат несообразительных десантников, не сумевших опознать карнавальный прием армейского руководства.
Вполне по-советски. В этом, социально-психологическом смысле, картина проницательна и точна. Но количество несообразностей столь велико, что они начинают выпадать в осадок.
Думаю, можно вспомнить, что с середины шестидесятых годов в кинематографе появляется новое направление в изображении войны – комедийное. И у нас, и на западе снимают фильмы, в которых события войны изображаются с юмором. Кроме «Большой прогулки», можно назвать, например, американский фильм «Грязная дюжина» (1967), заключительная тридцатиминутная часть которого, а именно операция десантников в замке, где отдыхают фашисты, в стилевом отношении вполне может быть сопоставлена с «Шансом». У нас можно назвать такие фильмы, как «Крепкий орешек», в котором Надежда Румянцева и Виталий Соломин лихо расправляются с фашистами, или «Женя, Женечка и «катюша», особенный, одновременно комедийный, лирический и трагический фильм о войне. Как нынче любят говорить, был такой тренд.
Левон Кочарян
Придумывала фильм о десантниках компания с Большого Каретного во главе с Левой Кочаряном, режиссером. Приятели называли Леву «первым из вторых»: до этого фильма он работал на картинах вторым режиссером. Но зато какие это были фильмы! «Тихий Дон» С. Герасимова, «Неуловимые мстители» Э. Кеосаяна, «Увольнение на берег» Ф. Миронера «Живые и мертвые» А. Столпера, «Прощай» Г. Поженяна. «Один шанс из тысячи» стал первым и последним самостоятельным фильмом Левона Суреновича.
Левон Кочарян был особенным человеком, он обладал природной мудростью, внутренней силой, а главное – не имеющим границ обаянием. Его любили все, кто с ним сталкивался. Юрий Сушко рассказывает историю его знакомства с М. Шолоховым:
Сергей Аполлинариевич не без оснований побаивался мнения строптивого Шолохова по поводу режиссерского сценария «Тихого Дона». Вот и придумал строгий «экзамен» для своего нового помощника: «Отправляйся-ка ты к Михаилу Александровичу и без утвержденного им сценария первой серии не возвращайся». Очевидец рассказывал: «В Вешенской появился очень симпатичный человек от Герасимова, который сразу понравился Шолохову. Они беседовали, гуляли, и у них сразу возникли какие-то теплые отношения. Михаил Александрович довольно быстро прочитал и подписал сценарий… И даже сказал по телефону Герасимову: «Если следующую серию привезет не Кочарян – не подпишу…»
Юлиан Семенов писал потом, что Левон был душой Москвы тех лет: его любили все, с кем сталкивала судьба. Он не делил людей на элиту и простых, ко всем относился доброжелательно, с уважением, независимо от того, кто перед ним - грузчик или профессор. Это вызывало доверие и восхищение. Левон был образованным человеком - прекрасно знал литературу, историю театра, живопись.
Среди посетителей квартиры были Олег и Глеб Стриженовы, Кирилл Лавров, Анатолий Солоницын, Эдмонд Кеосаян, Юлиан Семенов, Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Артур Герасимов, Евгений Урбанский, Григорий Поженян, Илья Глазунов, Михаил Таль и многие, многие другие. И конечно же, Владимир Высоцкий. Кочарян был гораздо старше Высоцкого, но, тем не менее, между ними сложились дружеские отношения и Левон во всем помогал ему, взял над ним шефство, как любили тогда говорить..
Здесь бурлила жизнь, в воздухе витали смелые идеи. Здесь рождалось поколение творцов, которые несли в мир непривычные, оригинальные замыслы, более того, формировали новое мышление. Здесь, в этой квартире, и задумывался фильм «Один шанс из тысячи».
История создания фильма
В 1965 году директором Одесской киностудии стал выпускник Одесского университета, молодой кандидат философских наук Геннадий Збандут (замечательный человек, но о нем надо рассказывать отдельно). Он одобрил решение фронтовика-десантника, поэта Григория Поженяна поставить фильм «Прощай». Это был фильм о смелой операции, которую провели на море советские десантники. На помощь другу, который был поэтом, а не профессиональным режиссером, пришел Левон Кочарян – человек, для которого узы дружбы всегда были святы: он старался помочь друзьям при любой возможности (это именно он пристроил Высоцкого, пусть на небольшие, роли в фильмах "Живые и мертвые", "Увольнение на берег" и просто заставил Кеосаяна взять Владимира Семеновича в фильм "Стряпуха"). Пока снимали «Прощай», у Кочаряна возникла мысль самому снять приключенческий фильм о войне.
Левон и Артур Макаров начали работу над сценарием. Потом к ним присоединился Андрей Тарковский, который предложил снять фильм о десантниках, заброшенных в тыл врага (сюжет, в общем-то, не новый – в 1967 году, например, вышел фильм «Майор Вихрь» по роману Ю. Семенова). В картине должно было быть много трюковых эпизодов, а Кочарян был неистощим на их придумывание.
Тарковскому явно не давали покоя лавры Голливуда. Он убеждал всех:
Ребята, это должна быть наша, советская «Великолепная семерка», только не на лошадях, а на автомашинах, велосипедах, самолетах и катерах!
Снимать фильм начинали легко и весело – Крым, море, солнце, вино, дружеские застолья и разговоры. А вот завершались съемки трагически – болезнью и смертью режиссера.
Левон Кочарян продолжал работу до последнего. Больной, совсем слабый, он боролся за фильм самоотверженно.
Встал вопрос о том, кто завершит работу над фильмом. Тарковский категорически отказался. Почему? Похоже, фильм получался не таким, как он себе представлял. В картине не было ничего, что соответствовало бы эстетике фильмов Тарковского.
Досъемки, озвучание провел Эдмонд Кеосаян. Премьера фильм состоялась в конце 1968 года.
Сюжет фильма
Действие фильма разворачивается в 1943 году. Для усиления партизанского отряда Миронова командование посылает в тыл врага семьдесят десантников. Однако предатель в отряде предупреждает немцев о предстоящей высадке советских бойцов. Десантников расстреливают в воздухе. В живых осталось всего семь человек. Возглавляет этот маленький отряд капитан Мигунько, в мирное время – кандидат филологических наук, специальностью которого были баварские диалекты.
Десантники, возглавляемые капитаном, задерживают легковую машину с
Двигубским и Вайзингом, агентами вражеской разведки. Вайзинг погибает, предатель Двигубский из страха за свою жизнь соглашается выдать советского разведчика за убитого немецкого офицера. Под видом Вайзинга Мигунько проникает в центр, где фашисты отдыхают и одновременно готовят агентуру для диверсий.
Санаторий на берегу Черного моря. Уютные корпуса, все утопает в зелени причудливых южных растений, ласковое море, щедрое солнце. Немцы восстанавливают здесь здоровье после тяжелых боев. От жары, лени и безделья они просто сходят с ума. Приезд Мигунько (Вайзинга) развеял томительную скуку, царившую в этом заведении, которую не смог разогнать даже шикарный ресторан. Войдя в доверие к фашистам, Мигунько предлагает дуэли на пистолетах в темном подвале. Правда, с фонариками… Три вспышки фонарика – три выстрела. Впрочем, его фантазия неиссякаема – танцевальный марафон, велогонки. Чего только ни придумывает капитан, чтобы выполнить порученное группе задание: захватить списки агентуры и всю документацию разведывательного отдела, который ведает заброской агентов в тыл войск Первого Украинского фронта.
Организовав велогонку, Мигунько в сопровождении Володи Соколова, который вскрывает сейф, копирует документы. В попытке угнать самолет взрывается летчик Осянин. Задерживая немцев, чтобы раненый капитан мог погрузиться на катер, попадает в руки врагов и гибнет рыбачка Нина, помогавшая разведчикам. Захватив быстроходный катер, Мигунько с оставшимися в живых диверсантами доставляет разведывательные данные командованию.
Предварительные замечания
В одной из рецензий на совсем другой фильм прочитала такую фразу: «По косвенным признакам, становится ясно, что это картина с двойным дном, когда, под личиной обычного фильма автор задумал реализовать нечто особенное, понятное узкому кругу посвящённых знатоков».
Показалось, что это как нельзя лучше характеризует «Один шанс из тысячи». Это тоже фильм с двойным дном, а вовсе не картина, по поводу которой критики считают своим долгом посостязаться в остроумии.
Впрочем, это не первая картина, любимая зрителем, которой критики отказывают в значительности.
А зрители всегда любили этот фильм. С удовольствием смотрели и пересматривали его, сочувствовали героям, восхищались игрой замечательных артистов.
А теперь интересные факты о съемках фильмах, об артистах, снимавшихся в нем, о различных случаях и обстоятельствах.
Песня Владимира Высоцкого «На Большом Каретном» издается обычно с посвящением Левону Кочаряну. Действительно, именно Левон Суренович был центром притяжения и душой компании, собиравшейся в его квартире в Большом Каретном переулке.
Однако песня посвящена не ему, а Анатолию Утевскому. Произошло небольшое недоразумение, о котором рассказано в книге А. Утевского.
Про Большой Каретный Владимир Высоцкий написал две песни.
Вторая песня, названная «Второй Большой Каретный», действительно была посвящена Левону Кочаряну. Слова этой песни ярко свидетельствуют о том, что речь идёт о доме Кочарянов на Большом Каретном.
Сам Высоцкий, хоть и очень хотел, но не мог сняться в фильме: он был занят на съемках фильма "Служили два товарища".
Озвучивал А. Солоницына Анатолий Кузнецов - Федор Сухов. Солоницын потерял голос после съемок в "Рублеве". Или режиссеру просто понадобился более низкий голос.
Композитором «Одного шанса» был Юрий Левитин, автор музыки к таким фильмам, как «Тихий Дон», «Коллеги», «Угрюм-река», «Освобождение», «Продлись, продлись, очарованье…», «Демидовы».
Музыка к фильму яркая, выразительная, энергичная, а главное, выражающая дух картины. По-видимому, Кочарян познакомился с композитором во время работы над фильмом «Тихий Дон», где Кочарян был помощником режиссера, а Левитин – композитором.
В конце своей зажигательной речи о Вальхалле, мече Зигфрида и Арминия Вайзинг предлагает выпить за «нашу победу». Это отсылка к фильму «Подвиг разведчика». Некоторые критики рассматривали «Шанс» как пародию на «Подвиг разведчика». Думается, это не совсем верно или совсем неверно. Создатели «Шанса» были слишком умны, чтобы не понимать исторической обоснованности фильма и степени таланта Б. Барнета, режиссера.
Санаторий снимали в Ливадийском дворце.
#кино #высоцкий #культура #образование #литература
#cоветское кино #зарубежное кино #приключенческие фильмы #интересные факты