Найти тему
3,9K подписчиков

Сделал хорошо - молодец, а если не сделал? Как мы стали недовольными перфекционистами

170 прочитали

В детстве мы все, наверное, слышали: скушал кашу - молодец, подмёл пол - молодец, получил пятёрку - молодец. Облил соседа компотом - плохой мальчик, не поделился игрушками - плохой, не слушаешься маму - плохой, хорошие дети себя так не ведут.

И что потом?

А потом вырастают взрослые, которые не могут отделить себя от результатов своей работы.

Сколько раз я корила себя, сколько раз хотела провалиться сквозь землю, когда ошибалась в отчётах, отправляла не тот файл или путалась в датах. Это же так элементарно! Как можно быть такой тупой!

И такие мелочи рабочей жизни автоматически создают мысли: я - плохой.

Не результат плохой или я поступила плохо. А я - весь я - не очень. Будто один-единственный поступок определяет меня как личность. Или будто люди вообще не ошибаются, а я позволила себе такую роскошь.

Я столько лет жила с этим на автомате и только сейчас начала разбирать и опровергать эти мысли. В самые скверные моменты недовольства собой бурчу под нос: я всё равно молодец, я - молодец! Я - молодец просто так!

В детстве мы все, наверное, слышали: скушал кашу - молодец, подмёл пол - молодец, получил пятёрку - молодец.

Да, в детстве значимые для нас взрослые не хвалили просто так. И я не научилась считать себя молодцом просто так. И выросла в перфекциониста, который никогда не бывает доволен своей работой.

И знаете что? Я даже посты перестала здесь писать часто, потому что нет времени сделать это хорошо, чтобы чувствовать себя полезной и ценной. А раз не можешь сделать хорошо, не делай никак. Нельзя же написать фигню. Надо писать круто и интересно. И чтобы в комментариях потом никто не сказал ничего плохого, что я не переживу. И чтобы Дзен хорошо пост показывал, чтобы подтверждение было, что я - молодец. Если нет охватов и дочитываний, я не молодец, я - плохая.

Когда я была маленькая и «плохо» себя вела, значимые взрослые устраивали мне воспитательный бойкот: «пока не начнёшь вести себя нормально, мы с тобой не разговариваем». А вдруг и здесь я буду плохо писать, и меня перестанут читать, перестанут писать комментарии, устроят бойкот.

Это опять про то, что закладывалось в детстве: я пытаюсь получить ощущение собственной ценности и важности из вне — создавая контент, который понравится.

Но в моём взрослом мире это не приносит мне пользы. Не делает меня счастливее. Это не эффективные установки и поведение, которые просто тешат моего внутреннего критика.

И я вольна выбирать: следовать шаблонам из детства или начать ценить себя просто так. Отделять себя от того, что я делаю. Делать неидеально. И не предавать высочайшего значения тому, как меня оценивают другие. Как мою работу, мои мысли, мои тексты оценивают другие. Потому что даже не смотря на это, я - молодец.