Обозначение Pz.Kpfw. происходит от немецкого слова Panzerkampfwagen - бронированная боевая машина. Кроме буквенного обозначения, серийным танкам присваивались порядковые номера, а модификации обозначались сокращением Ausf. (от слова Ausfuhrung - исполнение) и буквенным кодом. Кроме того, боевые, транспортные и специальные машины, как правило, получали обозначения, состоявшие из аббревиатур Sd.Kfz. (от слова Sonderkraftfahrzeug - специальная машина) и порядкового номера.
Итак, танк Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I или sd.kfz.101) был первым танком, запущенным в серийное производство в Германии после первой мировой войны. Условия Версальского договора (1919 г.) запрещали Германии разрабатывать и производить любые виды тяжелого вооружения, в том числе и танки. В то же время они могли создавать невооруженные легкие бронированные машины и сельскохозяйственную технику. Используя эту лазейку, на основании секретного соглашения между Германией и СССР на секретном советском полигоне "Кама" под Казанью в 1927-1933 гг. проводились испытания "легкого и большого сельскохозяйственного тракторов", являвшихся прототипами будущих немецких танков. По результатам испытаний "легкого сельскохозяйственного трактора" командование рейхсвера в 1932 г. выдало фирме "Крупп" задание на разработку легкого танка.
AUSF.A
В июле 1934 г. после тщательных испытаний танк Pz.Kpfw.I Ausf.A был принят на вооружение Panzerwaffe. Фактический выпуск начался ближе к весне 1935 года.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.A выпускали фирмы Grusonwerk, MAN, Rheinmetall, Henschel и Daimler-Benz Werk 40.
Экипаж танка составлял 2 человека. Карбюраторный двигатель воздушного охлаждения "Krupp M 305" мощностью 60 л.с. обеспечивал танку движение с максимальной скоростью 37 км/ч. Запас хода по шоссе был 145 км. Масса танка составляла 5400 кг.
В отличие от большинства танков 30-х годов, имевших клепаные корпуса и башни, соединение броневых листов корпуса и башни танка Pz.Kpfw.I осуществлялось с помощью высокопроизводительного метода электросварки. Толщина брони передней части, бортов и кормы корпуса, а также лобовой брони башни составляла 13 мм, а крыши и днища - 6 мм.
В качестве вооружения имелась установка из двух спаренных 7,92-мм пулеметов MG-34, смонтированная в одноместной башне кругового вращения. Суммарный темп стрельбы пулеметов установки составлял 1600 выстр./мин. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно (они были закреплены в общей маске), но стрельба могла вестись раздельно.
Позже в 1937 г. стали ставить пулеметы MG-13 с укороченными стволами.
На корме надмоторной плиты появился прибор дымопуска.
Наконец, в 1939 году изменилась светотехника - появились конвойные фонари Notek спереди и сзади, необходимые для движения колонн в ночное время.
Реальное осознание того, что из себя представляет собой Pz.Kpfw.I Ausf.A, появилось в Испании, куда они попали в 1936 году. Первые же боестолкновения с Т-26 (а с осени 1937 года – c БТ-5) показали, что чисто пулеметные танки являются вчерашним днем. Оснащенный противопульной броней Т-26 поражался бронебойными пулями MG 13 почти в упор, при этом 45-мм танковая пушка уничтожала немецких танк со всех дистанций. Это и привело к тому, что выпуск Pz.Kpfw.I довольно быстро свернули, а ему на смену в серию пошли Pz.Kpfw.II.
AUSF.B
Летом 1936 года были выпущены первые танки следующей модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B. Они получили карбюраторный двигатель Maybach NL 38 Tr, развивавшим мощность 100 л.с. Масса танка увеличилась с 5,4 до 6 тонн.
Рост массы уже привел к необходимости модернизации шасси. В результате длина корпуса выросла на 40 см, причем за счет кормовой части. Такое решение выглядело наиболее разумным: помимо улучшения ситуации с размещением агрегатов моторного отделения, переделка только кормы позволяла не перестраивать производство башен и подбашенных коробок. Это потом сильно пригодилось. Изменения башни и подбашенной коробки оказались минимальными. Например, рымы с бортов башни перенесли на крышу башни, а на подбашенной коробке исчез задний смотровой лючок. Кормовую плиту же переделали полностью, это же касалось и выхлопной системы. Вместо двух глушителей по бокам моторного отделения сделали один, в кормовой части.
Теперь надмоторная плита стыковалась с подбашенной коробкой несколько иначе, что, впрочем, не мешало позже переделывать старые подбашенные коробки.
В связи с увеличением длины корпуса число опорных катков выросло до 5 на борт. Конструкция ленивцев изменилась, также их чуть приподняли.
Такая переделка существенно повысила запас прочности шасси, что позже пригодилось, когда на базе шасси стали разрабатывать самоходные артиллерийские установки. Немного изменился состав трансмиссии. В паре с мотором теперь работала 5-скоростная коробка передач ZF F.G.31, с синхронизированными 2-5 передачами. Скорость танка повысилась лишь на 3 км/ч. Но характеристики подвижности у танка оказались существенно выше.
Итого 399 танков, которые окончательно сдали к лету 1937 года. На самом деле их получилось в 2 раза больше. В эту цифру не включено 295 учебных Schulfahrzeug и 147 Umsetz-Fahrzeug, последние представляли собой шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B с подбашенными коробками и башнями от Pz.Kpfw.I Ausf.A.
Pz.Kpfw.I Ausf.А и Pz.Kpfw.I Ausf.B принимали самое активное участие в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии.
К 1 сентября 1939 года самым массовым немецким танком первой линии оказался Pz.Kpfw.I. Всего их имелось 973 штуки, то есть больше трети от всех задействованных в нападении на Польшу танков. Вот только количество совсем не означало качество. За скоротечную польскую кампанию немцы потеряли 320 таких танков, из них 89 безвозвратно. Немцы внезапно обнаружили, что противопульная броня не особо помогает, поскольку в танки летели не пули, а снаряды. Ничуть не лучше прошла кампания во Франции. Там уже участвовало 554 Pz.Kpfw.I, из них 182 оказалось безвозвратно потеряно. Повоевали Panzer I и в Африке в 1940 г. Из 66 Pz.Kpfw.I, отправленных в Африку, танков модификации Ausf.B было лишь 11 штук.
На советско-германском фронте танки модификации Ausf.A не воевали.
22 июня 1941 года немцы бросили против Красной Армии 410 танков Pz.Kpfw.I Ausf.B. Правда, в частях первой линии действовало только немногим более 70 боевых машин. Еще 245 танков находились в ремонте или проходили переоборудование. Немецкие легкие танки могли вести бой на равных только с такими советскими машинами, как Т-37, Т-38 и Т-40. В остальных случаях могли выручить лишь скорость и мастерство экипажа. К концу 1941 года практически все Pz.I, задействованные на Восточном фронте, были уничтожены.
Наряду с вариантами Ausf.А и Ausf.B в конце 30-х годов фирма "Крупп" разработала еще две модификации - Ausf.С и Ausf.F.
AUSF.C
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.С (VK 6.01) представлял собой скоростную разведывательную машину, пригодную для использования в воздушно-десантных операциях. Танк отличался улучшенным бронированием (10-30мм) и более мощным вооружением, состоявшим из 20-мм автоматической пушки EW.141 и 7,92-мм пулемета MG-34. Двигатель HL 45 фирмы "Майбах" мощностью 150 л.с. позволял танку весом 8 тонн двигаться со скоростью около 80 км/ч, запас хода составлял 300 км. Машина получила торсионную подвеску с шахматным расположением опорных катков (5 на борт).
В 1942 году фирмой "Krauss-Maffei", которая производила окончательную сборку танков, было выпущено 40 (по некоторым данным - 46) машин этой модификации. Часть Pz.Kpfw.I Ausf.С в 1943 году поступила на вооружение 1-й танковой дивизии, воевавшей на Восточном фронте.
AUSF.F
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.F (VK 18.01) предназначался для непосредственной поддержки пехоты и разрабатывался в ответ на нарастающее сопротивление местного населения после битвы под Москвой.
Корпус был сварным из гомогенной брони. Лоб корпуса и башни - 80 мм, борта тоже 80 мм. Боевая масса была 21 тонна.
Krauss-Maffei являлась головным разработчиком ходовой части, а MAN - моторно-трансмиссионной группы. Танк получил 6-цилиндровый мотор Maybach HL 45 P мощностью 150 л.с. при 3800 об/мин и мог развивать максимальную скорость 25 км/ч. Запас хода был около 120 км.
Ходовая часть имела 5 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Катки располагались в шахматном порядке - 3 катка во внутреннем ряду и 2 во внешнем. Переднее колесо было ведущим, а заднее направляющем (ленивец).
Гусеничная лента состояла из 65 траков шириной 540 мм. Ходовая часть с гусеницами увеличенной ширины, обеспечивала танку весьма высокую проходимость. Подвеска была мягкой, ход машины был плавным.
В крыше башни, смещенный к корме, находился прямоугольный люк командира танка, а перед ним 5 смотровых приборов.
Однако вооружение танка, состоявшее из двух 7,92-мм пулеметов MG-34, признали неудовлетворительным, и первоначальный заказ на 100 танков был сокращен до 30, после чего производство танка прекратили.
Первые Pz.Kpfw.I Ausf.F сдали в апреле 1942 года: 3 в апреле, 12 в мае, 5 в августе, 3 в сентябре, 2 в октябре, 4 ноябре и последний в декабре. Итого 30 танков с серийными номерами шасси 15301–15330.
30 мая 1942 года сформировали 66-й танковый батальон особого назначения. В 1-ю роту попало 5 Pz.Kpfw.I Ausf.F, столько же Pz.Kpfw.II Ausf.J, а также 12 Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Средние танки выполняли роль средства усиления. Еще более специфичной оказалась вторая рота, полностью состоявшая из советских трофейных танков. Помимо Т-34, там находились КВ-1 и КВ-2.
Изначально планировалось отправить 66-й танковый батальон на Мальту (операция Геркулес), но вместо Мальты батальон поехал на советско-германский фронт.
1-я рота, под командованием обер-лейтенанта Бетке, оказалась под Ленинградом, где 1 сентября 1942 года вошла в подчинение 29-го танкового полка 12-й танковой дивизии. На тот момент у нее в составе находилось 7 Pz.Kpfw.I Ausf.F, из них 6 в рабочем состоянии. Столько же было Pz.Kpfw.II Ausf.J, плюс 14 Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. На месте машины получили двухцветный камуфляж.
Боевой дебют Pz.Kpfw.I Ausf.F состоялся 10 сентября 1942 года. Ничем хорошим атака в районе Тортолово не закончилась. Всего 2 Pz.Kpfw.I Asuf.F остались в рабочем состоянии, 2 уничтожили, 2 застряло в болоте, их удалось эвакуировать 19 сентября. Бертке получил смертельное ранение, он умер 2 дня спустя. Ничем особым танки не отличились. К 24 октября все танки эвакуировали, окончательно потерянные отравили в Германию. В начале декабря 1942 года 1-я рота всё еще имела 5 Pz.Kpfw.I Ausf.F в рабочем состоянии. 23 января 1943 года прибыло еще 5 танков, к тому моменту рота стала 8-й ротой 29-го танкового полка. Постепенно она теряла свои танки: 3 списали в феврале 1943 года, еще 2 в апреле, а к 9 мая в строю остался всего 1 Pz.Kpfw.I Ausf.F в рабочем состоянии. Окончательно рота избавилась от них в июле 1943 года, когда 5 танков, без экипажей, уехало в 559-й танковый ремонтный батальон.
В ноябре 1943 году 8 танков Pz.Kpfw.I Ausf.F воевали в составе 1-й танковой дивизии на Восточном фронте. Боевое применение сразу не задалось. К 20 ноябрю всего 1 танк был в рабочем состоянии. Дальше их стали терять один за другим. 10 декабря почти все оставшиеся танки увезли в Германию, остался всего 1 Pz.Kpfw.I Ausf.F.
Возможно, несколько машин в июле 1943 года действовали в составе 12-й танковой дивизии в районе Курска.
Быстро стало понятно, что Pz.Kpfw.I Ausf.F имеют крайне ограниченные боевые возможности. Поэтому постепенно приоритеты стали сдвигаться в сторону использования их во вспомогательных частях, в операциях против советских и югославских партизан.
Три танка попали в руки советских войск и были доставлены на полигон в Кубинку для проведения испытаний.
Один из низ расстреляли. Другой сохранился до наших дней и сейчас является частью экспозиции парка "Патриот" . В альбоме НИБТ Полигона за 1945 год танк проходил как "легкий танк Т-I модель F". Вместе с тем, в некоторых документах полигона он проходил как "Танк Медведь". Назвали его так, потому что на эмблеме роты красовался медведь.
В Военном музее Белграда находится второй Pz.Kpfw.I Ausf.F доживший до наших дней, захваченный бойцами югославского сопротивления.
KL.PZ.BEF.WG
На базе танков Pz.Kpfw.I делали и командирские танки - Kleiner Panzerbefehlswagen (сквозной индекс Sd.Kfz.265). Kl.Pz.Bef.Wg (Kleiner Panzerbefehlswagen) был первый массовый немецкий командирский танк.
Вместо вращающейся башни командир получал небольшую рубку, которая имела восьмигранную форму, а с трех сторон размещались смотровые лючки. Антенный порт переместили с борта корпуса на правый борт рубки, в связи с чем ложе антенны перенесли вперед. Вот и все изменения снаружи.
На Kleiner Panzerbefehlswagen ставилось два набора радиостанций - Fu 2, работавшая только на прием, и Fu 6, имевшую также 20-ваттный передатчик. Уверенная радиосвязь обеспечивалась на дистанции 4-6 километров.