Найти тему

Морское судно, корабль. Что это такое?

Оглавление
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Поисковик Дзен-канала: "Журнал Морского Волка".

Судном называется плавающее сооружение, предназначенное для транспортировки грузов и пассажиров или для специальных целей (научных, технических и др.).

Судно должно быть прочным, водонепроницаемым, иметь достаточно большую (экономически обоснованную) скорость хода и минимальный вес при заданной нагрузке.

Чтобы судно могло успешно выполнять функции в соответствии с его назначением, оно должно удовлетворять ряду эксплуатационных и экономических требований: иметь определённую грузоподъёмность, быть простым и дешёвым в постройке, ремонте и эксплуатации, обладать долговечностью, представлять удобства для размещения экипажа и выполнения специальных функций, связанных с эксплуатацией, и т.д.

Современное судно представляет собой сложное инженерное сооружение.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Судостроение, являющееся отраслью техники, опирается на выводы ряда технических дисциплин: корабельной архитектуры, теории корабля, строительной механики корабля и др.

Корабельная архитектура изучает конструкцию корпуса судна в целом, судовых устройств и систем.

Теория корабля изучает мореходные качества судна, а также вопросы, связанные с постройкой и эксплуатацией судна.

Строительная механика корабля изучает прочность судна, находящегося под действием внешних и внутренних сил, которые возникают при его плавании, даёт способы и методы определения напряжений в отдельных связях и элементах конструкции.

Проблемы, связанные с развитием судовождения и судостроения, впервые поставил перед наукой великий русский учёный М. В. Ломоносов. Основы теории корабля разработал член Российской Академии наук Л. Эйлер.

Исключительно велик вклад в развитие судостроения таких выдающихся учёных, как А. Н. Крылов, Н. Е. Жуковский, И. Г. Бубнов. Ряд фундаментальных работ, выполненных П. Ф. Папковичем, В. Л. Поздюниным, Ю. А. Шиманским и др., сыграли огромную роль в развитии отечественной кораблестроительной науки.

Классификация судов.

Морские суда разделяются на два основных класса:

1) гражданские суда или просто суда морского флота;

2) военные суда, называемые кораблями военно-морского флота.

Суда морского флота разделяются на следующие основные типы:

1) транспортные – для перевозки грузов и пассажиров;

2) промысловые – для добычи, переработки, хранения и доставки продуктов морского лова;

3) служебные – для обслуживания различных нужд, возникающих при эксплуатации флота;

4) суда технического флота – для обслуживания транспортных и промысловых судов, портов, морских путей;

5) спортивные суда разного типа и вида (моторные, парусные и

гребные).

Морские суда разделяются, кроме того на группы по следующим признакам:

1) назначение;

2) район плавания;

3) материал корпуса;

4) род двигателя;

5) род движителя.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

По назначению транспортные суда разделяются на пассажирские, грузо-пассажирские, грузовые (сухогрузные, наливные, рудовозы, лесовозы, суда для насыпных грузов, рефрижераторные и др.).

По району плавания различают суда с неограниченным районом плавания (океанские), с ограниченным районом плавания (морские), прибрежного плавания, рейдовые, портовые.

По роду материала, из которого построен корпус, различают суда деревянные, металлические, композитные или смешанные, железобетонные, пластиковые, в том числе армированные стекловолокном (мелкие катера, шлюпки).

Из дерева строят морские парусные суда для каботажного плавания, небольшие суда промыслового флота, мелкие служебно-разъездные и разного рода спортивные суда.

Наиболее распространённым материалом для постройки корпусов судов является углеродистая сталь, получившая применение в судостроении прошлых столетий.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Однако на современных морских судах она постепенно заменялась (по соображениям экономии веса) легированной сталью, обладающей высокой механической прочностью и химической стойкостью, а также специальными лёгкими сплавами, устойчивыми против разрушительного действия морской воды.

Срок службы стальных судов при хорошем уходе в три-четыре раза больше, чем деревянных, которые уже через 12-15 лет после спуска на воду часто выходят из строя.

Суда, у которых одни части корпуса делаются из стали, а другие из дерева (например, поперечный набор стальной, а наружная обшивка деревянная), называются композитными.

Имеются также небольшие грузовые композитные суда, сооружённые из дерева и железобетона. Железобетон для постройки морских судов применяется редко. Несмотря на больший вес корпуса железобетонного судна по сравнению со стальным тех же размеров, целесообразность применения железобетона считается установленной для постройки корпусов плавучих доков, плавучих кранов, барж и разных стоечных судов.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

По роду двигателя морские суда разделяются на:

1) гребные, приводимые в движение мускульной силой;

2) парусные, приводимые в движение силой ветра;

3) пароходы, т.е. суда с паровыми поршневыми машинами или паровыми турбинами;

4) теплоходы, т.е. суда с двигателями внутреннего сгорания;

5) электроходы, т.е. суда, у которых гребные винты приводятся во вращение электродвигателями, получающими электроэнергию от генераторов, приводимых в действие паровыми турбинами или дизелями (турбоэлектроходы, дизель-электроходы);

6) суда с атомными силовыми установками; район плавания таких судов практически не ограничен.

По роду движителя;

а) вёсельные;

б) парусные;

в) колёсные;

г) винтовые;

д) водомётные;

е) крыльчатые или карусельные.

Движителем называется устройство для преобразования работы двигателя в работу преодоления сопротивления воды и воздуха движению судна. Колёсными раньше строили часто речные суда. Океанские и морские суда имеют в качестве движителей гребные винты.

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Водомётные движители применяются на буксирах для мелководных рек, на речных катерах трамваях и др. Крыльчатые движители весьма удобны на судах, предназначенных для плавания в стеснённых фарватерах и узкостях, так как они обеспечивают хорошую управляемость на малых ходах.

Существует ещё специальная классификация, установленная в своё время Регистром СССР. По этой классификации суда подразделяют на классы по таким признакам, как прочность корпуса, район плавания, количество и размер надстроек, род перевозимого груза, наличие специальных ледовых подкреплений и др.

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.

До новых встреч! С уважением к Вам, морской канал “Журнал Морского Волка”.