Найти в Дзене
Строительный мир

Железнодорожная магистраль вдоль Енисея: перспективный мегапроект с давней историей

Оглавление

За последние 184 года на территории современной России построено свыше 85 тыс. км железных дорог, половина из которых сегодня электрифицирована. Появилось за это время и немало проектов, которые по разным причинам так и не были завершены, но большая их часть попросту осталась на бумаге. Некоторые до сих пор не теряют актуальности и периодически обсуждаются, в том числе на уровне президента и правительства.

Вдоль Енисея

Одной из таких инициатив является строительство стальной магистрали протяженностью около 1000 км, соединяющей Лесосибирск и Игарку. Этого объекта нет в действующей Стратегии развития железнодорожного транспорта, где, к слову, в качестве перспективных обозначены даже линии на Чукотке и Камчатке со сроком реализации после 2030 года. Прокладка стального пути вдоль Енисея по территории Красноярского края сегодня кажется маловероятной, учитывая целый ряд, как видится, более актуальных проектов.

© rzd.ru / Из Программы развития железных дорог до 2030 года, разработанной в 2007 году
© rzd.ru / Из Программы развития железных дорог до 2030 года, разработанной в 2007 году

Тем не менее необходимость этой дороги тоже обсуждается, специалисты изучают возможные варианты трассировки и пишут на эту тему научные статьи. Говорили о ней и в правительственных кабинетах. Конечно, эта задумка требует немалых затрат, как и любой другой аналогичный проект, тем более частично реализуемый за Полярным кругом.

Со времен СССР

Не удивительно, что необходимость линии на этом участке рассматривалась еще в 1960-1970-е годы. Советские власти и ученые полагали, что ее наличие решит транспортные проблемы северных районов Красноярского края и поспособствует освоению и развитию целого ряда месторождений полезных ископаемых, а также лесной промышленности.

Остается это актуальным и в наши дни. К примеру, по подсчетам, из-за того, что Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью России, ежегодные убытки народного хозяйства составляют порядка 150 млн руб. Сегодня целесообразность дороги обуславливается не только возможностью связать северные и южные территории Сибири, но и районы Арктики с провинциями Китая.

© Шишацкий Н. Г. Перспективы развития северных и арктических районов в рамках мегапроекта «Енисейская Сибирь» // Арктика и Север. 2018. — №3. — С. 70 (Схема железных дорог в северных и арктических районах Енисейской и Западной Сибири – возможная перспектива)
© Шишацкий Н. Г. Перспективы развития северных и арктических районов в рамках мегапроекта «Енисейская Сибирь» // Арктика и Север. 2018. — №3. — С. 70 (Схема железных дорог в северных и арктических районах Енисейской и Западной Сибири – возможная перспектива)

Появление магистрали может поспособствовать и реализации ряда масштабных проектов, включая строительство крупной гидроэлектростанции на Нижней-Тунгуске, мощностью от 8 до 12 ГВт (хотя имеющийся потенциал еще выше — 20 ГВт), что сделает ее №1 в России. Идея давняя, в свое время еще озвученная Н. С. Хрущевым, но так и не воплотившаяся в жизнь.

В описании проекта железной дороги, как в советское время, так и сегодня, обращается особое внимание на прохождение трассы близ Енисея, что упрощает доставку материалов и позволяет вести строительство одновременно на нескольких участках.

Прожект или проект?

Как скоро «железка» пройдет между двумя сибирскими городами и будет ли она вообще построена — однозначно сказать сегодня невозможно. Многие склонны считать инициативу скорее прожектом, чем проектом. Но между двумя этими понятиями существует довольно тонка грань, и переход из одного статуса в другой может произойти довольно быстро. Тем более, что дорога на этом участке — не просто фантазии и не только из разряда «а хорошо было бы, если...». Вопрос прорабатывался специалистами, хотя и не столь детально, как некоторые другие проекты, скажем, та же Северо-Сибирская магистраль (Нижневартовск – Усть-Илимск).

К тому же, условно линия «Лесосибирск – Игарка» является частью нового мегапроекта «Сибирский меридиан», общая стоимость которого, по предварительным подсчетам, составляет около 5 трлн руб. Он подразумевает строительство нескольких железнодорожных линий, связывающих порты Северного морского пути, Тихого и Индийского океанов. В 2019-м о нем заявил президент России Владимир Путин, а на следующий год концепция рассматривалась правительством РФ.

© Bontrager / Wikimedia Commons / CC BY 3.0
© Bontrager / Wikimedia Commons / CC BY 3.0

Некоторые из намеченных в рамках «Сибирского меридиана» инициатив выглядят вполне осуществимыми. По отдельным из них уже заключены концессионные соглашения — Северный широтный ход. А линия «Курагино – Кызыл» и вовсе является своеобразным долгостроем — символический костыль в основание будущей «железки» еще в 2011-м забивал Владимир Путин, но с тех пор построили лишь 1 км пути. Эти проекты достаточно хорошо проработаны и скорее всего будут доведены до конца в скором будущем. Что же касается участка «Лесосибирск – Игарка», то пока идея выглядит сырой.

Полностью реализовать «Сибирский меридиан» рассчитывают до 2035 года. Но, по мнению многих наблюдателей, это вряд ли произойдет в указанные сроки. Ряд задумок точно останется на бумаге; не исключено, что среди них окажется и магистраль вдоль Енисея. Хотя какие-то выводы делать на этот счет пока преждевременно.

Читайте: "Сокол" – прерванный полет: опыт неудачного проекта первой ВСМ в России