За последние 184 года на территории современной России построено свыше 85 тыс. км железных дорог, половина из которых сегодня электрифицирована. Появилось за это время и немало проектов, которые по разным причинам так и не были завершены, но большая их часть попросту осталась на бумаге. Некоторые до сих пор не теряют актуальности и периодически обсуждаются, в том числе на уровне президента и правительства.
Вдоль Енисея
Одной из таких инициатив является строительство стальной магистрали протяженностью около 1000 км, соединяющей Лесосибирск и Игарку. Этого объекта нет в действующей Стратегии развития железнодорожного транспорта, где, к слову, в качестве перспективных обозначены даже линии на Чукотке и Камчатке со сроком реализации после 2030 года. Прокладка стального пути вдоль Енисея по территории Красноярского края сегодня кажется маловероятной, учитывая целый ряд, как видится, более актуальных проектов.
Тем не менее необходимость этой дороги тоже обсуждается, специалисты изучают возможные варианты трассировки и пишут на эту тему научные статьи. Говорили о ней и в правительственных кабинетах. Конечно, эта задумка требует немалых затрат, как и любой другой аналогичный проект, тем более частично реализуемый за Полярным кругом.
Со времен СССР
Не удивительно, что необходимость линии на этом участке рассматривалась еще в 1960-1970-е годы. Советские власти и ученые полагали, что ее наличие решит транспортные проблемы северных районов Красноярского края и поспособствует освоению и развитию целого ряда месторождений полезных ископаемых, а также лесной промышленности.
Остается это актуальным и в наши дни. К примеру, по подсчетам, из-за того, что Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью России, ежегодные убытки народного хозяйства составляют порядка 150 млн руб. Сегодня целесообразность дороги обуславливается не только возможностью связать северные и южные территории Сибири, но и районы Арктики с провинциями Китая.
Появление магистрали может поспособствовать и реализации ряда масштабных проектов, включая строительство крупной гидроэлектростанции на Нижней-Тунгуске, мощностью от 8 до 12 ГВт (хотя имеющийся потенциал еще выше — 20 ГВт), что сделает ее №1 в России. Идея давняя, в свое время еще озвученная Н. С. Хрущевым, но так и не воплотившаяся в жизнь.
В описании проекта железной дороги, как в советское время, так и сегодня, обращается особое внимание на прохождение трассы близ Енисея, что упрощает доставку материалов и позволяет вести строительство одновременно на нескольких участках.
Прожект или проект?
Как скоро «железка» пройдет между двумя сибирскими городами и будет ли она вообще построена — однозначно сказать сегодня невозможно. Многие склонны считать инициативу скорее прожектом, чем проектом. Но между двумя этими понятиями существует довольно тонка грань, и переход из одного статуса в другой может произойти довольно быстро. Тем более, что дорога на этом участке — не просто фантазии и не только из разряда «а хорошо было бы, если...». Вопрос прорабатывался специалистами, хотя и не столь детально, как некоторые другие проекты, скажем, та же Северо-Сибирская магистраль (Нижневартовск – Усть-Илимск).
К тому же, условно линия «Лесосибирск – Игарка» является частью нового мегапроекта «Сибирский меридиан», общая стоимость которого, по предварительным подсчетам, составляет около 5 трлн руб. Он подразумевает строительство нескольких железнодорожных линий, связывающих порты Северного морского пути, Тихого и Индийского океанов. В 2019-м о нем заявил президент России Владимир Путин, а на следующий год концепция рассматривалась правительством РФ.
Некоторые из намеченных в рамках «Сибирского меридиана» инициатив выглядят вполне осуществимыми. По отдельным из них уже заключены концессионные соглашения — Северный широтный ход. А линия «Курагино – Кызыл» и вовсе является своеобразным долгостроем — символический костыль в основание будущей «железки» еще в 2011-м забивал Владимир Путин, но с тех пор построили лишь 1 км пути. Эти проекты достаточно хорошо проработаны и скорее всего будут доведены до конца в скором будущем. Что же касается участка «Лесосибирск – Игарка», то пока идея выглядит сырой.
Полностью реализовать «Сибирский меридиан» рассчитывают до 2035 года. Но, по мнению многих наблюдателей, это вряд ли произойдет в указанные сроки. Ряд задумок точно останется на бумаге; не исключено, что среди них окажется и магистраль вдоль Енисея. Хотя какие-то выводы делать на этот счет пока преждевременно.
Читайте: "Сокол" – прерванный полет: опыт неудачного проекта первой ВСМ в России