Найти тему

Времена не выбирают, в них живут…

Иногда слышишь от людей забавные размышления.

Вот, мол, родился я не то время. Мне бы в восемнадцатый век. Или, наоборот, в двадцать второй: я настолько продвинутый, что время своё опередил. Жалко, что я не застал СССР. Слава Богу, что я не застал СССР. Как обидно, что я не родился до революции. Какое счастье, что не родился во время революции. Или, вообще, во время войны: гражданской или Отечественной...

Или родился не там.

Вот, блин, угораздило меня родиться в России. Нет бы в США или других странах цивилизованного мира. Какое счастье, что я живу в русской деревне Лужки, а не в этой их Америке, где одни иммигранты из Африки. А, это в Европе иммигранты?.. Ну ок, пусть. Главное, что у нас в Лужках их нету…

В общем, хорошо там, где нас нет. В том времени, в которое мы не попали, или в том месте, где мы себя видим во всей своей несостоявшейся красе.

Что тут ответить?..

Как у психолога, у меня есть забавное наблюдение, коим хочу поделиться.

На мой взгляд, любой человек — вообще любой, то есть каждый — обречён в течение своей отдельной жизни пережить некий стандартный набор искушений, соблазнов, испытаний и потерь. И этот набор — внимание! - вообще не зависит от того, в какое время вас угораздило родиться и в каком уголке земного шара. Будь вы негром преклонных годов, или пишущим о нём Владимиром Маяковским, родись вы в древнем Египте или в современной Уганде, вам по жизни будет предъявлен довольно типичный сценарий…

Что он включает?

Думаю, это примерно десяток пунктов, которые потребуют от вас выбора. Выбора способа реагирования, выбора способа мышления. Способа поведения. Такие своего рода лакмусовые бумажки, в которые будут завернуты самые разные конфетки. Вот конфетки да, зависят от времени и места вашего жизненного пребывания. А бумажки, тестирующие вас на на прочность, вшивость, и прочие неотъемлемые человеческие качества — они всегда одни и те же.

Вы переживёте два предательства: в одной ситуации предадите вы, в другой предадут вас. Первого вы, вполне возможно, даже не заметите. Второе заметите ещё как.

Вы перенесёте потерю. Она покажется вам весьма значимой и болезненной, и так будет казаться вам до тех пор, пока вы не перенесёте настоящую потерю.

У вас, как и обещал Энди Уорхол, будут свои пятнадцать минут славы. У кого-то будет чуть больше и дольше…

У вас будет ослепительный шанс, который вы не используете, и будете потом себя за это всю оставшуюся жизнь корить. Затем у вас появится осознание, что вы в принципе не могли тогда поступить иначе. Самое обидное, что вы так и не поймёте: так ли это на самом деле, или вы просто утешаете себя, помогаете себе справиться с разочарованием…

У вас будет момент, когда вам дико, неожиданно, и совершенно незаслуженно повезёт. В тот момент, когда это случится, вы будете искренне убеждены, что произошедшее — ваша заслуга и плод ваших усилий. То, что вам просто свалилась на голову оброненная Богом золотая монета, вы осознаете много позже…

Будет момент, когда вы преодолеете страх. Это случится, когда вы не побоитесь умереть. Потому что любые наши страхи — производны от страха смерти, как справедливо отметил Кьеркегор. И вот в этот ослепительный миг, когда сама собственная смерть покажется вам нелепицей и пустяком, вы совершите чудо. Возможно, спасёте себя. Возможно, кого-то ещё.

И наконец, вам два раза зададут по три вопроса.

Один раз это будут вопросы-искушения, вроде тех, которыми Сатана пытался развлекать Христа в пустыне. Первым вопросом вам предложат, чтобы вы продали совсем чуть-чуть чего-то крайне важного. Вашей свободы. Вашей совести. Чужой свободы. Вашей или чужой жизни. Буквально пятьдесят грамм: что вам, жалко?

Если вы согласитесь, вторым вопросом вам предложат продать того же самого, но уже много.

И третьим вопросом предложат, чтобы вы уже отдали всё целиком.

Поэтому имеет крайне важный смысл подумать, отвечая в первый раз «да». Ибо во второй раз отказаться будет уже сложнее, а в третий — почти невозможно.

А вторая жизненная ситуация — это когда продавать будут вам. Это произойдёт по схеме, известной любому подкованному маркетологу. Первый вопрос «Ты готов об этом послушать?» Второй — «Ты готов об этом подумать?» Ну и третий «Ты готов это сделать?»

Здесь, собственно, рекомендация та же. Отвечая «Да», имейте в виду: то, что вы готовы слушать, вам придётся обдумывать, а затем вам неизбежно предложат это делать…

Повторяю: список мой, и вполне вероятно, он неполный, не исчерпывающий, или вообще недостоверный. Это просто попытка систематизации разных судеб, близких и дальних от меня как по времени, так и по пространству. И при всей разности этих судеб, этих жизней, и проживающих эти жизни персонажей, что-то поразительно общее во всём это всё же есть...