Найти тему
Вижу красоту

1935 год: фарфор и фаянс для Мосторга

Открытка: Москва. Мосторг. 1936. Музей Москвы / ОФ-20639. Госкаталог: 18045281. Источник: goskatalog.ru
Открытка: Москва. Мосторг. 1936. Музей Москвы / ОФ-20639. Госкаталог: 18045281. Источник: goskatalog.ru

Друзья, вновь с вами делюсь газетной заметкой о художниках и скульпторах, определявших лицо и стиль предвоенного советского фарфора и фаянса.

-2
Советский фарфор // Литературная газета, 1935. – № 20 (511), 10 апреля. – С. 5.

Интересная и ценная выставка откроется в ближайшие дни в клубе Центрального универмага Мосторга. На выставке будут показаны фарфор, фаянс и стекло фабрик РСФСР, объединяемых Народным комиссариатом местной промышленности.

Несмотря на, то, что мы увидим далеко не полную картину современного состояния советского фарфора (на выставке нет фарфора и фаянса союзных республик и продукции Ленинградского государственного фарфорового завода), тем не менее громадный материал выставки даёт возможность судить о состоянии фарфоровой промышленности и об её будущем. Исчерпывающе представлены фарфор и фаянс фабрик Дулёвской, Дмитровской, Калининской фаянсовой, Кузяевской в Гжели, фабрики «Пролетарий», «Коминтерн», «Красный фарфорист», «Сибирская Хайта», и «Песоченской». Стеклю фабрик «Восстание», Свердловской, 1-й КДО [Первого коммунистического добровольческого отряда] и 3-й КДО.

Ева Штрикер (Цайзель). Кофейный сервиз «С-3». 1934 (?). Дулёво. Государственный центральный музей современной истории России / 16632а/10б. Госкаталог: 5439933. Источник: goskatalog.ru
Ева Штрикер (Цайзель). Кофейный сервиз «С-3». 1934 (?). Дулёво. Государственный центральный музей современной истории России / 16632а/10б. Госкаталог: 5439933. Источник: goskatalog.ru

В витринах Центрального универмага Мосторга будут даны в макете технологический процесс фарфорового производства и развернутая экспозиция, показывающая историю техники фарфора.

На самой выставке будет организован уголок живописной мастерской, где перед посетителями художники-фарфористы будут расписывать фарфоровые и фаянсовые изделия.

Цель выставки – не только показать высшие достижения фарфорового и фаянсового производства, но дать и возможность широким кругам трудящихся отобрать из старого ассортимента и новых образцов те формы и рисунки, которые должны быть пущены в массовое производство. Для этой цели комитет выставки проведёт ряд совещаний с рабочими, художниками и домашними хозяйками.

Нет сомнения, что эти совещания помогут кристаллизации стиля советского фарфора.

Казимир Малевич. Чайник. 1923. ГФЗ. Высота 16,6 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-2114. Источник: hermitagemuseum.org
Казимир Малевич. Чайник. 1923. ГФЗ. Высота 16,6 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-2114. Источник: hermitagemuseum.org

Утверждение, что этого стиля фактически доныне не существовало – не преувеличение. Формалистические упражнения Малевича, и его учеников в области формы и украшения посуды могут рассматриваться в лучшем случае лишь, как забавные фокусы. Эта посуда бела не только некрасивой, но и настолько неудобной, что естественно не нашла широкого практическом применения. После этих «забав» долгое время ничего или почти ничего не делалось для создания советского фарфора. Старые формы и старые рисунки безраздельно господствовали на рынке. Они господствуют и сейчас, несмотря на то, что на фабриках уже проделана громадная плодотворная работа по созданию новых форм, новых рисунков и повышению художественного качества фарфора и фаянса. Но какая то странная инерция не позволяет выпустить на рынок прекрасные новые образцы, которыми в изобилии владеют фабрики.

Соболевский Н. Пути советского фарфора // Искусство, 1934. – № 5.
Соболевский Н. Пути советского фарфора // Искусство, 1934. – № 5.

Дмитровская фабрика выпускает отвратительную посуду с убогими пейзажиками, унылую, безвкусную китайщину, и в то же время эта же фабрика показывает на выставке образцы посуды чистой, изящной формы, простого, но с большим вкусом сделанном рисунка, красивые по цвету.

Фарфор Дмитровского фарфорового завода. 1930-е
Фарфор Дмитровского фарфорового завода. 1930-е

Несмотря на то, что массовое производство посуды нового типа не только не представляет никаких технических трудностей, но даже проще, фабрика почему-то маринует новые образцы.

Надежда Замятина (форма). Ваза с композицией посвященной 1917 году – подарок седьмому Всесоюзному Съезду Советов от коллектива Дулёвской фарфоровой фабрики. 1935. Высота 70 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 11801/8Д. Госкаталог: 6198058. Источник: goskatalog.ru
Надежда Замятина (форма). Ваза с композицией посвященной 1917 году – подарок седьмому Всесоюзному Съезду Советов от коллектива Дулёвской фарфоровой фабрики. 1935. Высота 70 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 11801/8Д. Госкаталог: 6198058. Источник: goskatalog.ru

Дулёвская фабрика не выпускает такой страшной безвкусицы как Дмитровская, но и она медленно пускает в массовое производство замечательные образцы, которые имеются в её распоряжении.

Фабрика обладает крепкими кадрами молодых талантливых художников. Художники Дулёвской фабрики Леонов, Штрикер, Сотников, Замятина создали глубоко продуманные формы самых разнообразных видов фарфоровых изделий.

Здесь наряду с чашками и чайниками мы видим образцы детских поильников, фарфоровых пепельниц и папиросниц.

Хороши также фигурка козла и маленькие фигурки птиц и зверей работы Сотникова.

Наряду с перечисленными молодыми художниками-фарфористами Дулёвская фабрика привлекла и таких художников, как Кончаловский и Фрих-Хар.

-12

Чрезвычайно интересная работа, являющаяся громадным событием в развитии советского фаянса, проделана Калининской фаянсовой фабрикой.

Прошлым летом на фабрике работала бригада, имеющая в своем составе крупнейших советских художников.

Члены бригады Фаворский, И. Ефимов, С. Лебедева, Фрих-Хар, Чайков, Кепинов, Зеленский, Холодная, Бесперстова создали ряд прекрасных образцов тарелок, блюд, кувшинов, фруктовниц и отдельных статуэток.

Фрих-Хар, Холодная и Бесперстова постоянно работают для Калининской фабрики.

Советские художники не пошли по пути создания уникальных рафинированных безделушек, которые бы стоили очень дорого и не могли быть доступны трудящимся.

-17

Напротив, советские мастера из обыкновенного фаянса создали произведения предельно простые, легко выполнимые технически и исключительного художественного качества.

Простота настоящих больших произведений искусства отличает эти работы.

Тарелка, Фаворского необыкновенно изящна, прекрасно композиционно организована, она сдержанно-спокойна, её рисунок очень современен по форме.

«Женщина с телёнком» Холодной, «Женщина со снопом» Ефимова или «Эпроновец» Чайкова, кувшины Кепинова, Чайкова и Фрих-Хара – как это всё не похоже на тот хлам, отравляющий вкусы трудящихся, которым мы пользуемся ежедневно и которым завалены наши магазины.

Естественно, что когда эти высоко-художественные изделия появятся на рынке, ни у кого уже не будет желания приобретать вульгарную пошлятину, чашки с незабудками и охотничьими сценами и декадентские кувшины для цветов образца 90-х и 900-х годов.

Перелом в производстве уже наступил. Выставка должна создать перелом в приближении высококачественной продукции к потребителю. Отговориться здесь нечем.

Советский рабочий, колхозник, служащий должны получить простой и красивый фарфор и фаянс.

В продолжение темы: Дулёвский «Огонёк»: успех творческого тандема Евы Цайзель и Петра Леонова

Стеклофарфор – арена классовых битв!?

Кто «делал погоду» в советском фарфоро-фаянсе в 1930-е?

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив