Друзья, вновь с вами делюсь газетной заметкой о художниках и скульпторах, определявших лицо и стиль предвоенного советского фарфора и фаянса.
Советский фарфор // Литературная газета, 1935. – № 20 (511), 10 апреля. – С. 5.
Интересная и ценная выставка откроется в ближайшие дни в клубе Центрального универмага Мосторга. На выставке будут показаны фарфор, фаянс и стекло фабрик РСФСР, объединяемых Народным комиссариатом местной промышленности.
Несмотря на, то, что мы увидим далеко не полную картину современного состояния советского фарфора (на выставке нет фарфора и фаянса союзных республик и продукции Ленинградского государственного фарфорового завода), тем не менее громадный материал выставки даёт возможность судить о состоянии фарфоровой промышленности и об её будущем. Исчерпывающе представлены фарфор и фаянс фабрик Дулёвской, Дмитровской, Калининской фаянсовой, Кузяевской в Гжели, фабрики «Пролетарий», «Коминтерн», «Красный фарфорист», «Сибирская Хайта», и «Песоченской». Стеклю фабрик «Восстание», Свердловской, 1-й КДО [Первого коммунистического добровольческого отряда] и 3-й КДО.
В витринах Центрального универмага Мосторга будут даны в макете технологический процесс фарфорового производства и развернутая экспозиция, показывающая историю техники фарфора.
На самой выставке будет организован уголок живописной мастерской, где перед посетителями художники-фарфористы будут расписывать фарфоровые и фаянсовые изделия.
Цель выставки – не только показать высшие достижения фарфорового и фаянсового производства, но дать и возможность широким кругам трудящихся отобрать из старого ассортимента и новых образцов те формы и рисунки, которые должны быть пущены в массовое производство. Для этой цели комитет выставки проведёт ряд совещаний с рабочими, художниками и домашними хозяйками.
Нет сомнения, что эти совещания помогут кристаллизации стиля советского фарфора.
Утверждение, что этого стиля фактически доныне не существовало – не преувеличение. Формалистические упражнения Малевича, и его учеников в области формы и украшения посуды могут рассматриваться в лучшем случае лишь, как забавные фокусы. Эта посуда бела не только некрасивой, но и настолько неудобной, что естественно не нашла широкого практическом применения. После этих «забав» долгое время ничего или почти ничего не делалось для создания советского фарфора. Старые формы и старые рисунки безраздельно господствовали на рынке. Они господствуют и сейчас, несмотря на то, что на фабриках уже проделана громадная плодотворная работа по созданию новых форм, новых рисунков и повышению художественного качества фарфора и фаянса. Но какая то странная инерция не позволяет выпустить на рынок прекрасные новые образцы, которыми в изобилии владеют фабрики.
Дмитровская фабрика выпускает отвратительную посуду с убогими пейзажиками, унылую, безвкусную китайщину, и в то же время эта же фабрика показывает на выставке образцы посуды чистой, изящной формы, простого, но с большим вкусом сделанном рисунка, красивые по цвету.
Несмотря на то, что массовое производство посуды нового типа не только не представляет никаких технических трудностей, но даже проще, фабрика почему-то маринует новые образцы.
Дулёвская фабрика не выпускает такой страшной безвкусицы как Дмитровская, но и она медленно пускает в массовое производство замечательные образцы, которые имеются в её распоряжении.
Фабрика обладает крепкими кадрами молодых талантливых художников. Художники Дулёвской фабрики Леонов, Штрикер, Сотников, Замятина создали глубоко продуманные формы самых разнообразных видов фарфоровых изделий.
Здесь наряду с чашками и чайниками мы видим образцы детских поильников, фарфоровых пепельниц и папиросниц.
Хороши также фигурка козла и маленькие фигурки птиц и зверей работы Сотникова.
Наряду с перечисленными молодыми художниками-фарфористами Дулёвская фабрика привлекла и таких художников, как Кончаловский и Фрих-Хар.
Чрезвычайно интересная работа, являющаяся громадным событием в развитии советского фаянса, проделана Калининской фаянсовой фабрикой.
Прошлым летом на фабрике работала бригада, имеющая в своем составе крупнейших советских художников.
Члены бригады Фаворский, И. Ефимов, С. Лебедева, Фрих-Хар, Чайков, Кепинов, Зеленский, Холодная, Бесперстова создали ряд прекрасных образцов тарелок, блюд, кувшинов, фруктовниц и отдельных статуэток.
Фрих-Хар, Холодная и Бесперстова постоянно работают для Калининской фабрики.
Советские художники не пошли по пути создания уникальных рафинированных безделушек, которые бы стоили очень дорого и не могли быть доступны трудящимся.
Напротив, советские мастера из обыкновенного фаянса создали произведения предельно простые, легко выполнимые технически и исключительного художественного качества.
Простота настоящих больших произведений искусства отличает эти работы.
Тарелка, Фаворского необыкновенно изящна, прекрасно композиционно организована, она сдержанно-спокойна, её рисунок очень современен по форме.
«Женщина с телёнком» Холодной, «Женщина со снопом» Ефимова или «Эпроновец» Чайкова, кувшины Кепинова, Чайкова и Фрих-Хара – как это всё не похоже на тот хлам, отравляющий вкусы трудящихся, которым мы пользуемся ежедневно и которым завалены наши магазины.
Естественно, что когда эти высоко-художественные изделия появятся на рынке, ни у кого уже не будет желания приобретать вульгарную пошлятину, чашки с незабудками и охотничьими сценами и декадентские кувшины для цветов образца 90-х и 900-х годов.
Перелом в производстве уже наступил. Выставка должна создать перелом в приближении высококачественной продукции к потребителю. Отговориться здесь нечем.
Советский рабочий, колхозник, служащий должны получить простой и красивый фарфор и фаянс.
В продолжение темы: Дулёвский «Огонёк»: успех творческого тандема Евы Цайзель и Петра Леонова
Стеклофарфор – арена классовых битв!?
Кто «делал погоду» в советском фарфоро-фаянсе в 1930-е?
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив