Найти тему

Что должен уметь ребенок, который идет в первый класс: особенности психического развития

Оглавление

Подготовка к школе – очень сложный и волнительный период как для ребенка, так и для его родителей. Будущий первоклассник может представлять себе школу вовсе не так, какой она будет на самом деле. А это неизбежно приведет к разочарованию и усложнит ребенку процесс обучения. Минимум за полгода до школы необходимо проверить, на каком уровне психического развития находится дошкольник. И, если это потребуется, начать заниматься по специальной программе, чтобы убрать отставание.

Что входит в набор базовых знаний первоклассника?

Уровень знаний об окружающем мире первоклассника должен быть таким, чтобы он мог легко усваивать школьную программу. В копилку знаний ребенка, идущего в школу, входит несколько основных направлений:

  • Умение ориентироваться в пространстве. Ребенок должен отличать стороны света, различать понятия вправо-влево, вверх-вниз.
    Окружающий мир. Ребенок должен знать разницу между домашними и дикими животными, называть приметы времен года.
  • Счет и алфавит. Обязательный уровень – уметь считать до 10 и обратно. Запоминание алфавита наизусть не является обязательным для поступления в школу. Но желательно, чтобы ребенок отличал буквы.
  • Развитие художественных навыков. Ребенок должен различать цвета, уметь пользоваться карандашами, краской, обращаться с клеем и ножницами.
  • Минимум информации о себе. Имя и фамилию, имена родителей, домашний адрес и телефон ребенок должен знать наизусть.
    Перечень базовых знаний может отличаться, в зависимости о того, в какое учебное заведение будет поступать первоклассник. В гимназии и лицее требования будут выше, а для общеобразовательной школы достаточно стандартного набора информации.

Психические особенности развития

Учеба в школе значительно отличается от посещения детского сада. Ребенок сталкивается с новой средой: незнакомая учительница, другие дети, более сложные и строгие требования. Ему приходится проживать очень сложный период, во время которого старое и привычное остается позади. И чтобы легко пройти через стрессовую ситуацию, первоклассник должен иметь соответствующий уровень психического развития:

  • Память. Первоклассник должен запоминать и называть от 5 предметов. Также уметь заучивать стихотворения наизусть, пересказывать, что изображено на картинке.
  • Внимание. Ребенок с достаточным уровнем развития внимания может в течение 10-15 минут внимательно слушать и запоминать информацию. Он не отвлекается и полностью сосредоточен на теме урока.
  • Словарный запас. Ребенок должен говорить сложными предложениями, не заикаться, не запинаться. Важно, чтобы он мог пересказать историю своими словами, мог назвать действующее лицо.

Что делать, если ребенок отстает в психическом развитии?

Если во время тестирования психолог обнаруживает, что у ребенка есть отставание в развитии, он определит, что нужно делать дальше. Отставание нужно устранить, чтобы ребенок мог успешно осваивать школьную программу. Если у него не установлен диагноз, который помешает учиться вместе с другими детьми, дошкольник вполне сможет подготовиться к поступлению в первый класс.

Для этого может понадобиться дополнительная консультация психиатра или логопеда. Совместно с психологом они выработают программу, по которой ребенок сможет заниматься, чтобы догнать сверстников. Важно, чтобы пробелы в знаниях были обнаружены вовремя. Тогда их относительно легко исправить и в школе первоклассник будет учиться наравне со всеми.

#образование ребенка #детская психология #подготовка к школе #школа одинцово