Найти тему

Забавная демонология-5: Лилит. Архетипический демон

Продолжаю вещать о персонажах христианской демонологии, да и вообще о европейской демонологии христианского периода. Сегодня речь пойдет о Лилит, и архетипическим демоном я ее назвал не случайно.

И вовсе не в том смысле, что она является истинным шаблоном для демона – вовсе нет. Скорее наоборот: она в эти шаблоны вписывается откровенно паршивенько. Зато вбитые в сознание человечества архетипы в ее облик вошли так, будто кувалдой вколачивали.

Так что, хотя сама Лилит предпочитает о себе помалкивать, ее образ может рассказать многое. Может, и не о ней самой, но уж точно об обществе человеческом.

Ее современный образ гласит, что сначала Яхве создал не Еву, а Лилит. Увы, дама отличалась своенравием и внутренней силой. Мужу подчиняться она отказывалась, и Яхве – тоже.

За это ее выперли из рая, а вдогонку за ней послали трёх ангелов, чтобы прикончить оную (видимо в пределах рая подобные деяния не приветствовались). Однако те решили ее не убивать, а наказать.

По одной версии у нее еженощно рождалось множество детей, которые неизменно умирали. По второй версии они не умирали, а становились демонами, а по третьей Лилит стала бесплодной.

Сама же Лилит является необычайно привлекательной, но губительной персоной, которая убивает новорожденных.

При этом Лилит может изображаться как настоящее воплощение демонической сексуальности, но может выглядеть и как волосатое чудовище с лапами и змеиным хвостом. Есть вариант, что она является подругой самого Люцифера.

Вот только откуда взялся этот образ толком никто не знает. В самой Библии она упоминается… Скорее всего, не упоминается совсем.

Единственный раз, когда слово «лилит» было использовано, оно было переведено не как имя, а как животное, которое будет обитать на запустевшем месте. Причем переводили это место в начале новой эры отнюдь не профаны, а весьма подкованные раввины.

Но на задворки христианского сознания Лилит все же проникла. На те самые задворки, которые по аналогии с народным православием были представлены народным католицизмом.

Именно на этих задворках родился и День святого Валентина, не имеющий к почитаемому церковью святому практически никакого отношения.

Считается, что в христианское сознание Лилит проникла на волне интереса к еврейской мистике. И в самом деле в еврейской среде Лилит была известна, но… Опять же это был, скорее, еврейский народный мистицизм.

В НЕнародном мистицизме Лилит является демоном, который посещает во сне молодых и неженатых мужчин с известными целями. Предполагается, что от этих соитий она производит демонов, заодно высасывая из мужчин жизненную силу.

Иными словами, в этом варианте Лилит является классическим суккубом, образ которого следует искать, скорее, в европейской языческой традиции, чем в христианстве и иудаизме.

Но есть вариант, что Лилит просто лишает мужиков покоя, а демонов рожает от ангела смерти Самаэля, чьей женой является.

Что же касается представлений о Лилит как о первой жене Адама, то происхождение этой легенды сомнительно и для евреев, поскольку эта идея была изложена в источнике, выдержанном в весьма юмористическом духе.

Как бы там ни было, но более-менее сформировался этот образ только ближе к эпохе Возрождения.

В народной же еврейской традиции (тоже далеко не древней) Лилит является злым духом, который вредит роженицам и новорожденным и не более.

Так что получается, что в облике Лилит воплотились три архетипа:

В народном еврейском сознании она отражает страх за жизнь новорожденных, которые в ту пору умирали в промышленных масштабах.

В еврейском мистицизме она отражает идеи характерного для патриархальных сообществ мужского шовинизма, ибо считает себя равной мужу, и (о боги!) в процессе изготовления детей даже забирается на Адама верхом! О ужас!

В европейском же сознании она, утратив отталкивающие черты, превратилась в роковую соблазнительницу, противоположную скучной Еве.

Что же касается истинных корней этого персонажа, то они, сколько их ни пытались обнаружить, четко не прослеживаются. Нечто подобное Лилит можно найти практически везде, но полной ясности пока что не видно и вряд ли будет видно.

Так что, скорее всего, корни следует искать в человеческом бессознательном, порождающем подобные образы, а не в хитросплетениях чьей-либо мифологии.

И по сей день не имеющая четких корней Лилит остается особым персонажем демонологии, который так и не обрел четкой формы, балансируя на грани между мифом, страхами и влечением.