Найти тему
ТекстоВедьма

5 советов для эффективного сотрудничества на фрилансе

Эту статью написала для одного блога, думаю и вам, мои Дзен-читатели, она будет интересной! Так что устраивайтесь поудобнее и погружайтесь в мир работы на фрилансе;) Он не такой простой, как пишут те, кто хочет продать вам обучение. Но очень интересный и перспективный.
То, что вы прочитаете сегодня касаемо сотрудничества на фрилансе - результат моего субъективного опыта, надеюсь, он окажется вам полезен!

Про фриланс начистоту
Про фриланс начистоту


Совет №1. Четко определите задачи, которые вам нужно выполнить для клиента, и распишите какие услуги ему окажете в рамках выполнения этих задач.

Например, разрабатывается контент-стратегия, в нее входят:

- базовый маркетинговый анализ

- выбор стиля, концепта аккаунта;

- определение продукта/продуктов, под которые делаем стратегию;

- составление плана набора аудитории (не зона ответственности копирайтера, но под совместные активности, рекламу нужны тексты);

- поэтапное прогнозирование желаемых действий аудитории;

- составление контент-плана и его согласование;

- написание контента под каждый этап, включая сторис, видео.

Заказчику нужно пояснить что входит в услугу “разработка контент-стратегии”, какие задачи и цели эта услуга выполняет, соответствуют ли они его ожиданиям. А также расскажите зачем каждый этап/услуга/работа нужны, что дают заказчику и проекту. Огласите примерные сроки выполнения.Так вы предотвратите проблему несоответствия ожиданий и реальности.

Всё вышесказанное советую оговорить во время первого предварительного созвона и обязательно перевести в письменный вариант, получить его одобрение (ПИСЬМЕННОЕ!) от заказчика.

Фриланс требует сосредоточенности, ответственности и системности!
Фриланс требует сосредоточенности, ответственности и системности!

Совет №2. Обсудите сроки и форматы предоставления промежуточных отчетов работы.

Заказчики переживают за свой проект, им важно знать, что работа делается. И вы можете сделать свой клиентский сервис еще лучше, предоставив доступ в формате “Просмотр” или “Комментирование” к специальной папке на Гугл Диске, либо создав совместную доску в Trello (любом другом планировщике).

Вернусь к примеру с той же контент-стратегией для Инста-блога. Сразу же после созвона нужно создать отдельную папку на Гугл Диске, в которой разместить видеозапись предварительного созвона с клиентом, туда же по мере выполнения загружать таблицы, документы, файлы в рамках работы над проектом. Ссылку на эту папку сразу же отправляйте клиенту, а к ней информацию кратко о том, что и когда будет появляться. Так клиент может в любой момент войти в созданную папку и посмотреть как продвигается работа, увидеть ваши вопрос и оставить свой ответ. Аналогично работаем и в планировщике.

Совет №3. Сформируйте запрос на необходимую для работы информацию.

Этот пункт тесно связан с пунктом 1. Для того, чтобы начать работать вам нужны сведения о продукте, проекте, клиентах, конкурентах. Если заказчик не готов их предоставить, находит кучу причин или же считает, что вы все это можете собрать сами “погуглив”, не советую браться за работу.

Если же во время предварительного созвона заказчик согласился предоставить информацию, постарайтесь в течение суток подготовить для него список вопросов (тот же бриф), максимально четких и коротких. Предложите предоставить ответы и исходники любым удобным способом.

Опять возьму пример с контент-стратегией.

На предварительный созвон был заготовлен вопросник на 17 пунктов и в процессе созвона “брифовался” клиента (так удобнее + вы вытяните больше нужной информации, не запутав клиента). Клиент отвечал голосом. Далее попросили ссылки на аккаунты, сайты, блоги, которые ему нравятся, их получаем обычно на следующий день в мессенджеры.

За 2 дня вся исходная информация для работы была на руках. Видео-встречу с брифованием клиента переводим в текст, доступ к которому предоставляем клиенту, чтобы он видел информацию, которую вы будет использовать и мог что-то важное добавить к ней.

Храните всю информацию на Диске (Гугл, Яндекс) или в облаке, не засоряйте свой компьютер и не рискуйте случайно всё удалить.  на фрилансе информация - самое ценное!
Храните всю информацию на Диске (Гугл, Яндекс) или в облаке, не засоряйте свой компьютер и не рискуйте случайно всё удалить. на фрилансе информация - самое ценное!

Совет №4. Предлагайте гипотезы, а не аксиомы.

Никто не знает так хорошо себя и свой проект, как сам заказчик. И если вы на 100% убеждены, что ваше видение истинно верное, не спешите об этом заявлять, никому не приятно, когда с его мнением не считаются. Это раз.

Второе, не всегда заказчик понимает что в итоге от работы он получит и как вообще принимать в ней участие, а когда вы предоставите ему результаты своей работы, то скажет что всё не то и не так.

Поэтому рекомендую сначала представить свои варианты решения задач клиента, пусть он с ними ознакомится и дополнит, внесет коррективы.

Так как намного проще доработать, разговориться, вникнуть в процесс, когда у тебя перед глазами есть хоть какой-то пример, вариант действий, а не белый лист.

Как это используем при разработке контент-стратегии? Расписываем месячный контент-план постов и сторис с тезисами, делаем заготовки постов, перед этим собираем матрицу контента всего проекта, и отправляем эти материалы клиенту. Клиент ознакомился, выбрал что ему не нравится, у него появились идеи того, что он хочет вместо этих пунктов видеть. На следующем созвоне обсудили каждый пост, каждую сторис, выбрали основные тематики и рубрики, отформатировали подачу информации и подобрали стиль общения. В итоге клиент для себя понял как управлять поведением и реакцией аудитории с помощью контента, на что обращать внимание.

А самое главное - не свою концепцию навязывать “делай так”, а составить гибкий маршрут с учетом пожеланий, идей, характера клиента, то есть не он под стратегию и свой блог подстраивается, а они под него. Это очень важно для сохранения индивидуальности.

Залог успешной работы на фрилансе - слышать клиента!
Залог успешной работы на фрилансе - слышать клиента!

Совет №5. Не торопите своих клиентов!

Как бы не хотелось вам быстро и четко все сделать по проекту, давайте клиенту достаточно времени на знакомство с тем, что вы предлагаете, иначе есть риск, что он запутается, выгорит и не будет использовать то, что вы для него сделали. Почему? От избытка информации.

Я говорю о продолжительных и сложных услугах, таких как контент-стратегия, аудит и рекомендации, консультации. Чтобы переварить всё, что вы сказали, неподготовленному человеку нужно время! Даже если вы написали всего 1 продающий пост, советую сказать заказчику, чтобы он вдумчиво его прочитал на свежую голову, и только потом принял решение. Потому что на эмоциях сегодня, в день консультации или получения контент-плана/текста, ему все нравится, а завтра начнут вылезать правки и вам вымотают все нервы.

Так с гипотезами для контент-стратегии клиент может и 5 дней ознакамливаться, а вы за это время запишете ему инструкцию как пользоваться всеми наработками. Но торопить нельзя, разве что прошла уже неделя и заказчик молчит. Тогда стоит напомнить о том, что вы ждете обратную связь.

Еще один нюанс, старайтесь получать обратную связь в письменном формате. “Да, текст устраивает, принимаю”. Подойдет и видео-формат, когда во время созвона заказчик говорит, что его все устраивает и он принимает работу. Так, на случай будущих правок или новых идей как что изменить, у вас будет железное доказательство, что свои обязательства вы выполнили, а всё дальнейшее за отдельную плату.

Финиш. Основные рекомендации для эффективной работы на фрилансе я вам предоставила, а будете их применять или нет - тут вам решать.