Что должен делать якорь?.. Правильно: от него требуется чтоб он держал лодку на месте. Несмотря на ветер и течение.
При ловле на донки или поплавочную удочку - даже и два якоря не помешают. С этим определились — якорь должен держать лодку. А вторая функция, какая она? Почему она тоже считается важной?..
Всё очень просто: Во вторую очередь, якорь должен вернуться в лодку, по вашему велению. Как хорошо воспитанная собака. А не остаться на дне, жадно обхватив корягу или камни. Кто из нас не терял таким образом якоря? Думаю, здесь таких нет...
Какие якоря не являются разовыми - какие в 99,9% случаев получится не только отдать с борта - но и вернуть в лодку.
Якорь "Усы" ("Якорь кошка")
На течении удобнее и надёжнее использовать цепляющиеся якоря (чем те, которые держат только за счёт своего веса). Один из них, "Усатый якорь" в старые времена чаще всего применялся лодочниками на Оби.
Устроен он просто: Тяжелое тело (веретено) якоря - начинается с кольца (к которому вяжется трос). И заканчивается длинными "усами" из арматуры. На фото - лодка и якорь моего товарища, Андрея Калачева. Якорь он сделал сам.
Такой якорь шикарно держит лодку на течении, с любым дном и в любом коряжнике. Не требует никакой страховки, потому что элементарно снимается с зацепов за коряги.
Изготовить самому, не проблема.
Толщина и прочность "усов" должна быть такая, чтоб при большом усилии (руками или с помощью мотора лодки) зацепившийся за корягу ус разгибался. Потом, в лодке, вы его снова загнёте и продолжите рыбалку.
Не надо боятся такого якоря и в надувной лодке (окончания таких "усов" делаются не острые, округлые).
Много лет я пользовался таким якорем, для рыбалки на Оби. Сделать самостоятельно - не трудно. Удобнее пользоваться, если сделать раскладной вариант (на фото ниже всё просто и понятно).
Несмотря на свою простоту и дешевизну в изготовлении, этот якорь является очень эффективным на речном течении.
С усатым якорем разобрались. Теперь о способе привязывания якоря, который помогает избежать глухого зацепа:
Самый надёжный вариант, чтобы не терять якоря (разных конструкций) на зацепах, мы уже обсуждали. Это страховка, которая делается элементарно.
Для страхования от потери якоря я использую пластиковые хомуты (на фото ниже они чёрные)
Работает эта страховка так:
Для этого же, в магазинах есть устройство под названием "Якорный отцеп Александра". Стоит эта штука дорого.
Но для какой такой печали он нужен, если его (дёшево и сердито) заменяет простой пластиковый хомут?..
И третий способ, из тех что хотелось сегодня обсудить - применение якорей, которые в принципе не боятся камней и коряг. Это якоря, совмещающие в себе плюсы и минусы "цепляющихся" и "инерционных" якорей.
То есть - и тяжелые и с небольшими (но эффективными при таком весе) грунтозацепами (фото ниже)
Вот и все варианты якорей, которые хотелось сегодня обсудить. Желаю всем добра и здоровья! Ваш "Лодочник".