Последние лет десять я редко работала экскурсоводом, хотя именно этим больше всего в жизни и занималась. Соглашалась на проведение экскурсий только в тех случаях, если мне интересен маршрут или просили знакомые люди. Так случилось и в этот раз.
С 16 по 18 сентября мне надо было обеспечить экскурсионное сопровождение у столичных гостей. Разговаривать дорогой в хорошем автобусе с микрофоном для меня было интересным. Я люблю дорогу, люблю много ездить, да и длинные монологи часа на 3-4 для меня не проблема.
На третий день пребывания гостей у них была запланирована поездка к Телецкому озеру с водной прогулкой на катерах.
Менеджер, которая курировала группу, сообщила мне план этого дня и контакты всех причастных к поездке. Среди них был телефон моториста, ответственного за водное путешествие. Мне несколько раз было сообщено, что «моторист» - так его буду называть здесь – человек надежный, ответственный, хороший. Иными словами - «наш человек» - то есть «их человек». Раз так, то все у них уже отработано: и тайминг, и время обеда, и маршрут экскурсии, и, что самое главное, манеры поведения.
Перед отъездом из отеля он – «моторист» мне позвонил. Позже, я его оповестила о времени фактического выезда. И моя работа по экскурсионному обеспечению началась.
Погода была пасмурная. Моросил мелкий дождик. За окном все виделось в сером цвете. Стояла обычная сентябрьская погода. Разгар осени на Алтае. Дорога до Телецкого озера находится в стадии реконструкции, что в целом – прекрасно, но в частности – не способствует пейзажно-эстетическому наслаждению для гостей.
Я рассказывала о природном, историческом, культурном наследии Алтая.
Перед селом Чоя у меня образовалась двадцатиминутная пауза в рассказе. Я написала мотористу сообщение, что мы – в Чое. Он меня попросил послать ему сообщение и из Верх-Бийска.
Но у меня - Билайн. Связь есть местами, точнее сказать ее почти не было всю дорогу от отеля до Телецкого озера. Путь от Турочакского перевала по долине Бии и вплоть до Телецкого озера я вела экскурсию. Я же не сопровождающая, я – экскурсовод. В процессе рассказа я полностью погружаюсь в процесс.
Верх-Бийск я проехала.
В самом начале Артыбаша мы сделали техническую остановку. Я стала набирать «моториста», но связи у меня не было. И с телефона водителя, который мне его предоставил для звонка, я тоже не добилась успеха. Удалось соединиться только с телефона сопровождающей группы. Я представилась, поздоровалась и после того, когда сообщила место нашего пребывания, услышала, причем, не, только я, из трубки смачное матерное слово, адресованное мне. У нас была немая сцена и, соответственно, пауза.
Я не сразу поняла, что произошло. После некоторого онемения, выйдя из автобуса, я объяснила «мотористу», что ЭТО слышала не одна я. Далее я прочитала краткую лекцию о том, что поступать так недопустимо, что я ему незнакомый человек и значительно старше его, да и я не мужик, не «моторист», не его подчиненная. Я вообще, не подчиняюсь, я соглашаюсь…
На той стороне провода бросили трубку.
Я не расстроилась, так как была на работе.
Через 30 минут мы подъехали к причалу. Подойдя к стоящим мужчинам, я спросила «моториста». Им оказался мужчина нормального телосложения, одетый в камуфляжный костюм. Внешне он ничем не выделялся среди других мотористов. Он был из тех, про которых говорят: «пройдешь мимо и не заметишь». Но по его поведению бросалось в глаза, что именно он здесь главный, или как минимум – он будет управлять всем этим действом. Мне стало понятно, что он не «экскурсовод» и не «моторист». Ему явно принадлежал не только катер, но и некая недвижимость в озерной акватории.
Да, и жизнь у него уже «удалась»! Сытый, самодовольный, уверенный в себе персонаж.
«Моторист» при встрече со мной сначала пытался шутить, но этот фокус не удался.
Потом он сменил тактику. Он сказал, что, если я – самый лучший гид (видимо, ему так объяснила менеджер), то я сейчас сяду в его лодку и буду проводить для гостей водную экскурсию вместо него. А именно он и оценит мою работу.
- О, как!?
Для меня и это не было проблемой, год назад я сделала переиздание нашего авторского фотопутеводителя «Путешествие к Телецкому озеру».
- О-па! – подумала я.
– Так эта не поверхностная проблема. Проблема, как оказалась, зарыта довольно глубоко. Это не просто низкий уровень внутренней культуры. Это на его языке называется: «сносит крышу от бабла».
Раз человек посчитал нужным себя именно так демонстрировать, значит, эта непроизвольная выходка и есть его натура, его мировоззрение, его душа, его суть. Конечно, можно себя тешить тем, что этот моторист – это единичный продукт своего времени и места, но есть, же поговорки о «плешивой овце» и «ложке дегтя»…
Проглотив и это, я огляделась. Лодка этого «моториста» была самой крутой из тех, что стояли на причале. Значит наш «моторист» - не совсем и «моторист».
В его лодку, по неведомым мне причинам, село самое маленькое количество гостей - 4 не считая меня. Да и слушали его всего 2 человека. Мы с двумя девушками сидели вне каюты и наслаждались видами дождливого озера и мирно беседовали.
Скажу, что «моторист» старался и рассказывал много. Но слушать мне его не хотелось, да и слышно его не было. Я пыталась сгармонизироваться с природой, запомнить ее состояние, прочувствовать ее силу, напитаться позитивом.
Несмотря на мелкий дождик, туман, сплошную облачность, прогулка удалась. Все, что запланировали – реализовали.
В отель мы приехали поздно, а дома я оказалась за полночь. Меня очень ждал сын.
Все было нормально, но осадок остался. Хотелось бы верить, что не у меня одной.
Всю дорогу думалось мне, что не только туристическая инфраструктура нашего региона не готова к такому большому наплывы туристов, но не готов к работе и персонал…
Вообще, в республике Алтай нет системы в работе туристического бизнеса.
Есть лодка – ты уже в турбизнесе, а там, как попрет, говоря «языком нашего моториста».
Конечно, я для себя сделала выводы.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора
Заказывайте фотопутеводитель "Путешествие к Телецкому озеру"
вышлю почтой
#алтай #озера #горы #сибирь #алтайский край