Когда Вангелис написал музыку для одной из серий «Подводной Одиссеи» Жака-Ива Кусто, тот отказался со словами: «Никто не будет смотреть мой фильм, все будут слушать только твою музыку».
Про «Бегущего по лезвию» такого не скажешь. Саундтрек и картина неразрывно связаны друг с другом и заряжены одинаковой атмосферой.
Для создания уникального мира «Бегущего по лезвию» – электронные пассажи Вангелиса также важны, как бесконечный дождь, футуристические башни, неоновые вывески и рекламы, безликая, многонациональная толпа и потрясающая игра света и тени.
Наверное, всё дело в том, что Вангелис писал музыку прямо под картинку. Смонтированные сцены приносили ему в студию прямо на кассетах, и он тут же принимался за работу. Свой подход он позже назвал «спонтанным и инстинктивным». Он начинал импровизировать под видеоряд, опираясь на свою первоначальную эмоциональную реакцию.
«Всё шло от самого фильма» – вспоминал он – От характеров, историй, атмосферы».
А начиналось всё так. Уже известный к тому времени композитор написал блестящий саундтрек к фильму «Огненные колесницы», за который получил «Оскар» и «Грэмми», и на него посыпались предложения из Голливуда. Но Вангелис, по собственному признанию, не хотел превращаться в фабрику по производству киномузыки, поэтому большинству режиссёров давал от ворот поворот.
Однако Ридли Скотту отказывать не стал. Они были знакомы – вместе работали над рекламным роликом для Chanel.
Кроме того, Вангелиса подкупил масштаб проекта и необычное визуальное видение Ридли Скотта. А именно его идея – смешать в кино футуризм и эстетику нуара.
В том же направлении Вангелис решил писать и саундтрек. Фантастические электронные ландскейпы он смешивал с классическим фортепиано, стилизованными эстрадными балладами 30-х годов и саксофонными соло Дика Моррисси.
Арабские напевы, этнические инструменты, большое количество всевозможной перкуссии должно было символизировать Вавилон будущего, полное смешение народов и стирание всяческих границ. Кстати, спел на арабском в композиции «Tales of the Future» давний друг и соратник Вангелиса – Демис Руссос. Он родился в Египте и прекрасно владел арабским языком.
Отдельно стоит сказать о том балансе, который смог выдержать Вангелис в своих композициях к фильму.
Киноделы всего мира при упоминании «Бегущего по лезвию» тут же хором начинают говорить об уникальной работе со светом. Она действительно получилась крайне интересной. Дело в том, что в кадре очень часто совмещаются, с точки зрения классического киноискусства, несовместимые вещи. То есть холодный свет (например, от неоновой вывески или уличного прожектора) и тёплый (от домашнего торшера или свечей). И всё это в одном кадре. Более того, часть лица героя может быть освещена холодным светом, а другая – тёплым. Всё это работает на тот самый микс скай-фая и нуара.
Тот же эффект часто использует Вангелис в своей музыке. Холодные и текучие, как океанские волны, синтезаторы с добавлением механических щелчков и звуков, пугающих сирен и стуков, неожиданно обрываются нежнейшим саксофоном или еле слышимым касанием по фортепианным клавишам.
Этот приём, кстати, использован и в кульминационной сцене фильма, когда Рой Батти, безупречный и безжалостный андроид, сверхразум будущего, спасает Рика Декарда, своего злейшего врага, но тем не менее, в отличие от него, человека из плоти и крови, от неминуемой смерти.
Сначала мы слышим триумфальную, ледяную, как несокрушимый айсберг, синтезаторную тему. А затем, когда Батти совершает свой нелогичный и милосердный поступок, который перед гибелью всё-таки делает его на короткий миг настоящим человеком – проникновенную и нежную мелодию, одну из самых лучших, которые я слышал в своей жизни.
Саундтрек к «Бегущему по лезвию» практически сразу приобрёл культовый статус и оказал огромнейшее влияние на дальнейшее развитие электронной музыки. Он был номинирован на премии BAFTA и «Золотой глобус», однако из-за споров о правах официально вышел только через 10 лет после премьеры фильма.
А в 2007-м появилось трехдисковое издание не только с оригинальными композициями, но и с черновиками и даже импровизациями Вангелиса на тему «Бегущего по лезвию».