Ранее я уже обозначала тему последствий очередной волны популяризации психологии, где довольно подробно разбирала причины ее возникновения и ряд последствий. В том числе, и вопрос консультирования клиентов психологами-самоучками.
Но тема эта слишком емкая, чтобы уместить все важное лишь в один материал, обозначив все риски при записи на прием к такому «специалисту». Поэтому сегодня я обозначу еще несколько аспектов.
Выбор специалиста: стоит ли обращаться к самоучке?
Психологическая ниша (особенно онлайн-сегмент) продолжает расширяться (особенно на фоне актуальной пандемии, когда в силу последствий заболевания люди страдают постковидным синдромом {U09, МКБ-10 }, сопровождающимся психологической проблематикой). И, увы, ее ряды все чаще пополняют, отнюдь, не профессионалы, а те, кто решил, что психологом может быть каждый, без надлежащего образования, лишь обладая желанием помогать людям.
Если, согласно крылатому выражению, благими намерениями вымощена дорога в ад, то число кирпичиков в ней каждый день стремительно растет за счет адептов идеи, что «все мы немножко психологи».
Психологи-самоучки уверяют, что лишь обладая богатым житейским опытом, умением и желанием поддерживать других в трудных ситуациях, они смогут разобрать все и справиться со всем.
Ок. Но только после таких «разборов» снова «собрать» человека в целостную личность они уже, как правило, не могут.
Такая переоценка своих сил создает риск усугубления проблемы: из психологической – в психиатрическую.
Увы, это не редкость.
К тому же, «чинить» последствия после такого обращения сложно даже квалифицированному специалисту с хорошим опытом практики, так как исправлять чужие ошибки - всегда более трудоемкая работа, чем терапевтировать проблему «с нуля».
И для клиента, и для психолога.
И так, к сожалению, будет продолжаться до тех пор, пока в силу не вступит Федеральный закон (проект N 553338-6) «О психологической помощи населению в Российской Федерации», который находится все еще на рассмотрении.
В связи с этим я прошу вас быть бдительными при выборе специалиста и не стесняться спрашивать не только о его образовании, но и о методах его работы. Даже если услышанное название вам ни о чем изначально не скажет, то вы, хотя бы, сможете самостоятельно потом загуглить его, чтобы понять реальный ли метод, относится ли он к утвержденным в проф среде, или он «самодельный».
Запомните, что прозрачность при запросе информации о квалификации специалиста и об услугах, которые он предоставляет – это нормально, это забота о вашей безопасности.
А если тот, кто называет себя психологом, или тот, кто реализует психологические услуги, терапию, начинает отпираться от демонстрации диплома при запросе, дискредитирует профессиональную, научную психологию («диплом - не показатель...», «тут важен только опыт, а не бумажки...», «зато у меня много отличных отзывов...» и т.д.) или умалчивает о подходе/подходах, в котором/-ых работает, то это уже важный «звоночек» для вас, как для потенциального клиента.
Все манипуляции с целью оказания психотерапии, осуществляемые человеком без профильного образования, можно отнести только к функционалу «бытовой» психологии.
Не более того.
И этот вид решения проблем несет в себе известные риски.
«Житейская» психология: специфика
«Да ну его, хрыча косматого – разводись, давай! Ты, вон, какая девка: красивая да смышленая – лучше его в сто раз найдешь…».
Сказала психолог баба Маня, прихлебывая чаек из кружки.
«Житейская» психология всегда более субъективна и чаще всего ориентируется на личный (бытовой) опыт того, кто помогает решить проблему. Человек, помогая найти выход из сложной ситуации исходит из того, с чем лично сталкивался в своей жизни. А каких-либо других подходов к решению вопроса он может не знать/не видеть, потому что некомпетентен.
Поэтому эффективность (и, конечно же, безопасность) такой помощи всегда под вопросом. И, естественно, в гораздо большей степени, чем при обращении к услугам специалиста, который пользуется в работе методами, утвержденными в научной среде – методами, проверенными годами практики.
Мы же не идем, например, ставить пломбу к слесарю, потому что он не обладает нужными знаниями, инструментами и практикой в области стоматологии, хоть, и житейский опыт у него – ого-го, какой большой.
Но нам здесь важна именно его экспертиза. Его профессионализм. А не то, какой он «мировой мужик по жизни».
Научная психология в отличие от «бытовой» обязывает специалиста быть объективным (+ обеспечивать безопасность, принятие, безоценочность, деликатность при контакте с клиентом и т.д., что в житейском варианте не всегда возможно).
Правильная организация терапевтического альянса позволяет находить разные варианты решения проблемы и реализовывать самый подходящий из них – бережно, с учетом индивидуальных особенностей человека, с учетом знаний о механизмах психики, о ее закономерностях, а не опираясь лишь на свой личный опыт (что вообще неэтично для психологической практики).
Важен ли диплом, если закон не регламентирует деятельность психолога?
У врачей есть системный протокол, регламентирующий деятельность.
У психологов нет такого протокола. Пока.
Но, несмотря на то, что упомянутый выше закон все еще не принят, в профессиональной деятельности психолога, все же, действует определенное правовое регулирование, напрямую связанное с оказанием психологической помощи.
Данный вопрос регулируют и Гражданский кодекс РФ и Закон «О защите прав потребителей», и (если предоставление психологических услуг оформлено официально) различные акты профессиональных сообществ, и Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ «О персональных данных», и Устав Российского психологического общества, и Всеобщая декларация прав человека, и Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации и «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования» и т.д.
Например, безопасность/качество отношений «клиент-психолог», правомерность специалиста при оказании проф услуг, принцип его компетентности, принцип ответственности и использование методов др. регулирует Этический кодекс психолога, принятый съездом Российского общества психологов в 2012 году.
Лишь опираясь на содержание данного акта, можно уверенно сказать, что каждый, кто захочет «поиграть» в психолога, не являясь им, не может «от балды» разработать психологическую технологию и внедрить ее в работу с людьми.
Самоучка не вправе реализовывать практику.
Автор даже самого простого теста обязан провести исследование своего метода на его валидность, надежность и достоверность; обозначить, утвердить его в проф среде (процесс включает немало этапов и требует необходимой проф подготовки от автора), иначе он не будет иметь официального права на реализацию.
Ведь, согласно Этическим принципам психолога, п. 3. «Принцип ответственности»: «Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением. <...>
(и самое главное...)
Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента...».
Разве это все возможно, если человек занимается психологической практикой без соответствующего образования?
Конечно же, нет.
Использование недостоверной/неутвержденной методики, а также в целом ведение практики без права на ее реализацию по умолчанию – большой риск нанесения вреда клиенту.
И, спрашивается, зачем нужен такой Сизифов труд – работа с риском для людей и для себя (ответственность за возможные негативные последствия некомпетентно исполняемой психологической работы теми лицами, которые, вообще, не вправе ее исполнять, никто не отменял)?
Ничто не мешает психологу-самоучке укрепить свои позиции, начав свое проф развитие с получения необходимого образования, таким образом, взяв на себя ответственность за осуществляемые действия «по-взрослому», принимая правила «игры», где нужно соответствовать определенным требованиям, чтобы работать с людьми экспертно.
И безопасно.
Не исключено, что, не желая принадлежать к профессиональному сообществу, человек показывает свою неуверенность, но денег «срубить» при этом он хочет, ведь гуляющие повсеместно мифы о легкости ведения психологической практики, и что психология – это «бла-бла-бла и пожалеть» многих вводят в подобное заблуждение.
Если человеку просто важно заработать денег, то есть варианты и попроще, чем психология – где уже, хотя бы, нет угрозы здоровью человека, который обращается за помощью в надежде получить квалифицированную поддержку, а не «танцы с бубнами».
Создавая этот материал, я не имела цели обидеть того, кто пришел к деятельности психолога без обучения данному труду.
Создавая этот материал, я опиралась на один лишь принцип – primum non nocere.