Найти в Дзене

S.T.A.L.K.E.R. и CryEngine: слухи и правда

Оглавление

Поговорим о давно не актуальной теме: разработка игр серии S.T.A.L.K.E.R. на игровых движках CryEngine 2 и CryEngine 3. Для этого пришлось перерыть и проанализировать достаточно много ссылок, чтобы понять, что к чему. Сначала разберём откровенные слухи и последствия от них, потом перейдём к настоящим фактам, а напоследок немного околотематического текста.

Слухи

CryEngine 2

Первый слух касается использования компанией GSC Game World движка CryEngine 2 и датируется он ноябрём 2008 года, о чём есть косвенное подтверждение на болгарском новостном сайте:

Перевод:
Пока неясно, какую графическую платформу будет использовать игра, после того, как в ноябре прошлого года намекнули, что может быть использован движок CryEngine 2 от Crysis.

Этот абзац и стал поводом для написания данной статьи. В итоге, на небольшом форуме IMNO.WS удалось найти небольшую тему, в которой обсуждали серию S.T.A.L.K.E.R., где есть длинное сообщение (до него придётся листать самостоятельно) от пользователя Parabellum за 29 ноября (00:24):

Снимок сообщения
Снимок сообщения

Пользователю никто особо не поверил, а указать источник он отказался:

<..> Но источник тот же, где я брал предварительную инфу по выходу патчей и другой инсайд - как правило, почти все совпадало. Разглашать не буду, звиняйте - вдруг кого-то подставлю ненароком. <..>

Примечательно, что «предварительная инфа по выходу патчей и другой инсайд» в этой теме обнаружены не были. Пришлось поискать на форуме другие темы, посвящённые серии S.T.A.L.K.E.R., – нашлась только одна за 2004 год, в которой обсуждали впечатления от сборки на пиратских дисках.

Вполне возможно, что на сообщение никто и не обратил бы внимания, если бы не фанатский сайт stalker-planet.ru, в тот же день, вечером, разместивший у себя новость с этим слухом (по-человечески оформленным) – ссылка именно на неё чаще всего указывалась на других ресурсах. Кто-то из фанатов заморочился и сделал логотип, который, возможно, впервые появился на PlayGround.ru.

Автор неизвестен
Автор неизвестен

GSC Game World на это всё, походу, решили не обращать особого внимания, за исключением ответа PR-менеджера Ольги Кужель (она же Meli) за 1 декабря:

Снимок ответа
Снимок ответа

Есть предположение, что продлить жизнь слуху и «закрепить» его в головах людей помогла тема на форуме сайта PlayGround.ru за февраль 2009 года про модификацию на CryEngine 2. Это имеет место быть, так как заголовок написан прямо-таки очень заманчиво – «Stalker на движке CryEngine2. Разработка». А дальше могли сработать человеческие факторы вроде «не так прочитал» или «не так запомнил». Но это не точно.

CryEngine 3

Слух о разработке S.T.A.L.K.E.R. 2 на движке CryEngine 3 появился 15 апреля 2009 года. О нём даже есть пара абзацев на Википедии. По правде говоря, автор статьи не может с полной уверенностью сказать про источник появления слуха, но очень вероятно, что «местом вспышки» стал сайт PC Games Hardware, где есть ничем не подтверждённое предположение:

Перевод:
Видимо, GSC рассматривает возможность лицензирования Cryengine 3, который Crytek представила на Game Developer Conference.

Неизвестно, почему у редакции сайта возникла подобная мысль. Есть версия, что это произошло на фоне мешанины информации: смешались старый слух про CryEngine 2анонс CryEngine 3 (11 марта) и шумиха после слов генерального директора Сергея Григоровича во время онлайн-конференции (7 апреля) с украинским филиалом «Комсомольской правды»:

<..> Но могу сказать, что «Сталкер-2» мы будем разрабатывать однозначно.

То есть сначала появился слух про CryEngine 2, затем был анонс CryEngine 3, после которого информация перемешалась и появился обобщённый вывод про связь S.T.A.L.K.E.R. и CryEngine, а потом проведена конференция с коротким упоминанием S.T.A.L.K.E.R. 2, в ходе которой спрашивали и про новый движок (хотя спрашивали именно про CryEngine 2). А редакция PC Games Hardware попросту не разобралась в ситуации и сделала скоропостижный вывод. Первым русскоязычным ресурсом, придавшим слух огласке, судя по времени публикации, стал достаточно известный фанатский сайт Stalker-Portal.ru.
Но всё это объяснение предположительное  автор статьи будет рад принять любую помощь в уточнении фактов и определении первоисточника, если таковой действительно есть.

Есть ещё одна небольшая зацепка от сайта Rock Paper Shotgun, на котором утверждается, что слух про движок также был на сайте oblivion-lost.net. Но проверить это не представляется возможным, так как ресурс давно не доступен.

Впрочем, известия об ещё одном движке опроверг PR-менеджер Олег Яворский в интервью немецкому сайту PC Games за 14 июня:

Перевод:
Не секрет, что мы хотим продолжить разработку франшизы S.T.A.L.K.E.R.. Планируется полностью самостоятельный сиквел, но пока ещё слишком рано говорить о деталях. А использование CryEngine 3 для S.T.A.L.K.E.R. 2 было чистым слухом.

Итоги

Каковы же последствия от описанных слухов? Отвечая на этот вопрос, стоит рассмотреть каждый движок отдельно.

Слух про CryEngine 2 обильно копировался на кучи фанатских сайтов, причём это происходило не в первые 2-3 месяца, например, а на протяжении как минимум 4-х лет (можно найти новости за 2012 год). А также это неотвеченные вопросы (4 штуки) во время упомянутой выше онлайн-конференции:

По слухам узнал что S.T.A.L.K.E.R. 3 будет на движке CryEngine2, почему?
Я слышал что вы хотите создавать новый сталкер на Cry Engine 2. Это правда?
В интернете просочились слухи о том что для третьего сталера вы будете использовать движок CryEngine 2, правда ли это?
В сети распространилось много слухов о новой части,один из них,что Вы собираетесь использовать в игре другой движок-CryEngine 2.Это правда ?

Слух про CryEngine 3 был несильно-то растиражирован, хотя определённые следы (те же новости на сайтах) всё-таки оставил. И, в отличие от своего предшественника, был относительно быстро развеян и не имел хоть насколько-нибудь весомой доказательной базы, пусть даже и неправдивой (вспоминаем то большое сообщение 2008 года со слухом про CryEngine 2).

Действительность

Помимо слухов, есть и правдивые сведения от сотрудников компании. Давайте их (сведения, разумеется) разберём.

Сначала обратимся к интервью с Сергеем Григоровичем от портала «Игры@Mail.Ru» за 25 мая 2009 года:

<..> К подобным же слухам относится и использование нами движка CryEngine2. Этот движок серъезно не рассматривался нами для S.T.A.L.K.E.R. 2.

То есть CryEngine 2 рассматривался, но не был однозначным решением.

Далее есть интервью 2010 года всё с тем же Сергеем Григоровичем, которое сначала провели на форуме сайта Gameplay (ссылка не сохранилась), а потом перенесли в февральский номер одноимённого журнала:

Фрагмент прямиком из журнала
Фрагмент прямиком из журнала

Здесь мы видим и причину того, почему вообще рассматривался этот движок. Хоть его версия и не уточняется, но, по всей видимости, имеется в виду вторая.

Есть ещё одно интервью (по ссылке находится сторонняя перепечатка, так как в первозданном виде интервью не сохранилось) от GSC-Fan.Com с ведущим программистом Дмитрием Ясеневым за 7 июня 2011 года:

GSC-Fan.Com: <..> Кстати, ходили слухи, что GSC намерены купить "мотор" у CryTek. Был ли повод для такого слуха, или в нем нет ни капли истины? Вы себе представляете S.T.A.L.K.E.R. на CryEngine 3?
Дмитрий Ясенев: Перед написанием своего движка мы рассматривали различные альтернативы, в том числе смотрели и CryEngine 2. Я не знаком подробно с CryEngine 3, поэтому мне тяжело судить об этом.

Отсюда мы узнаём, что CryEngine 2 был одной из альтернатив, а  CryEngine 3 не рассматривали вовсе, судя по формулировке ответа.

30 декабря 2011 года (то есть после остановки разработки S.T.A.L.K.E.R. 2) писатель и сценарист Андрей Левицкий написал у себя на странице в «ВКонтакте» так называемые итоги года, в которых затронул и тему игры:

Далее, всех волнующая тема - "СТАЛКЕР-2". Сейчас часть коллектива GSC за свой счет (а вернее, все же пока еще за счет хозяина конторы) делает демку на неновом крайтековском движке. Если сделают ее в короткие сроки (до конца февраля?) и найдут под нее инвестора - вторая игра может выйти. Но, конечно, не в 2012 году. В общем, тут все шатко, но надежда есть. И я надеюсь вместе с вами :)

«Демку на неновом крайтековском движке» – то есть здесь Андрей ясно говорит про некую демоверсию игры на «неновом» движке CryEngine 2.
Насколько известно автору статьи, демоверсия делалась в качестве презентации для потенциальных инвесторов, но не была закончена из-за сложностей работы с движком. Суть всего этого заключалась в переносе части ресурсов S.T.A.L.K.E.R. 2 (скорее всего, в приоритете были модели) и их настройке в среде CryEngine 2.

Дополнительно

После S.T.A.L.K.E.R 3: Apocalyptic появилась ещё одна якобы будущая игра. К счастью, широкого распространения она не получила, а потому мало кому известна (хоть и светится аж до 2011 года). Поэтому расскажем о ней отдельно.

«Новую игру» обозвали S.T.A.L.K.E.R. 2: Echo. Это сиквел, сюжет которого заключается в разрастании Зоны. А именно что-то непонятное фиолетовое посреди Зоны вылетело в небо и взорвалось – из-за этого по всему миру взорвались 40 % работавших АЭС, а лжесиквел предполагал место действия вокруг только Запорожской АЭС. Как уже повелось, в качестве движка был выбран CryEngine 2. Это если коротко. Вдобавок к этому придумали ещё и S.T.A.L.K.E.R.: Flashback – порт для консолей Xbox 360PS3 и PSP, который объединяет в себе события «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» и «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо» и содержит новую главу, являющуюся связующим между ними.

Первоисточник найти не удалось, но и особого желания не было, так как по сравнению с S.T.A.L.K.E.R 3: Apocalyptic новый слух воспринимается уже вторично. Хотя есть определённые зацепки:
1) раньше всего текст появился 
здесь (9 марта 2009 года) – он просто скопирован откуда-то ещё, то есть был придуман где-то в первых числах марта;
2) есть 
чуть более поздний текст, при этом более полный, который в качестве источника указывает «Игроманию» – справедливости ради были просмотрены и журнал (выпуски за февраль и март), и сайт, но ничего найдено не было.

Модификации

Статья была бы неполной без упоминания некоторых (не всех) модификаций, которые ставили перед собой задачу перенести мир игры из X-Ray в CryEngine.

Прежде всего надо сказать про CryZone: Sector 23 (на CryEngine 2), потому что в своё время одно видео с ним выдавали как «сырую бетку нового Сталкера» (ну и название самого видео тоже с намёком – «Stalker 2»). Делали это, конечно, не сами авторы, а кто-то посторонний. Ещё фрагменты этого проекта попали в начало первого дневника разработчиков игры Survarium. В итоге, модификация не была закончена, но в сети можно найти несколько сборок разной свежести.

Был ещё один «старичок» – S.T.A.L.K.E.R.: Another Way (на CryEngine 2). О нём вообще мало кто знает, так как он закрыт, а в свет не вышла ни одна сборка. Да и поисковики его неохотно выдают. Причины закрытия достаточно сумбурные, но не обошлось без разногласий внутри команды. Есть про него отдельная тема на форуме, где выкладывались различные наработки, часть из которых уже недоступны.

Есть и более поздние проекты вроде Stalker: Legacy of Times (на CryEngine 2) и Noises of the Zone (на CryEngine 3). Первый закрыт, а второй в разработке.

Старый скриншот

Кто читал нашу статью про художника окружения Сергея Иванченко, наверняка мог заметить в ней такие скриншот и описание к нему:

Сцена с крестом, перенесённая Сергеем в редактор CryEngine
Сцена с крестом, перенесённая Сергеем в редактор CryEngine

Стоит лишний раз уточнить, что это – собственные наработки Сергея, которые к упомянутой выше демоверсии никакого отношения не имеют.

Автор: Вадим Vadyanchikus Дроздовский (по всем вопросам касательно статьи пишите ему)
Обложка: 
Вячеслав SlavaR Мурыгин

Источники снимков из модификаций:
CryZone: Sector 23/S.T.A.L.K.E.R.: Another Way/Stalker: Legacy of Times/ Noises of the Zone

#stalker #слухи #cryengine