Найти в Дзене
Судострой

Первое российское водородное судно будет пассажирским

Определен разработчик проекта первого отечественного судна с энергоустановкой на водороде. Опытный образец судна должен быть готов к перевозкам по рекам пассажиров через два года.

Прогулочно-экскурсионные суда в Санкт-Петербурге / Фото: Судострой
Прогулочно-экскурсионные суда в Санкт-Петербурге / Фото: Судострой

В ноябре 2023 года в России должно быть завершено строительство первого судна с энергоустановкой на водороде. По крайней мере, такое условие стоит в документации открытого конкурса ценой 634 млн рублей, проведенного Минпромторгом летом этого года.

Победителем конкурса стал "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ). Что неудивительно, поскольку входящий в его состав "Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии" (ЦНИИ СЭТ) не первый десяток лет занимается проектами в области водородной энергетики.

Впрочем, закупочная процедура прошла не без интриги. Помимо КГНЦ, свои заявки также представили Санкт-Петербургский "Политех" и компания "Русэлпром – Морские Системы" (дочерняя структура концерна "Русэлпром"). По итогам работы комиссии, несмотря на наличие предложений с меньшей ценой, первенство всё-таки было отдано Крыловскому центру. Вместе с тем заинтересованность в водородной тематике со стороны других компаний говорит о перспективах этого направления.

Целью конкурса является создание опытного образца универсального функционального модуля в составе энергетической установки на топливных элементах (УФМ-ЭУТЭ). В дальнейшем такой модуль можно будет использовать в качестве водородной энергоустановки для судов различных типов.

Пока что модуль дебютирует на речном пассажирском прогулочно-экскурсионном судне.

Что касается технических характеристик, то первое отечественное судно на водороде должно соответствовать следующим параметрам:

  • длина – не менее 10 м;
  • ширина – не менее 3,2 м;
  • скорость – не менее 6 узлов;
  • водоизмещение – не менее 8,5 т;
  • автономность (без дозаправки) – не менее 5 ч.

По сути, это небольшой прогулочный катер, однако в качестве опытного образца, видимо, соответствует целям заказчиков проекта.

В энергоустановке судна будут использоваться отечественные батареи топливных элементов с твердополимерным электролитом. Мощность батарей должна составлять не менее 70 кВт, КПД на номинальной мощности – не менее 55%, назначенный ресурс – не менее 20 тыс. часов.

Образец батареи топливных элементов от ЦНИИ СЭТ / Фото: Судострой
Образец батареи топливных элементов от ЦНИИ СЭТ / Фото: Судострой

Помимо батарей топливных элементов, в состав модуля войдут: блок преобразователей электроэнергии, блок накопителей энергии, блок автоматического управления, а также баллонная система хранения водорода.

Наряду с судном, КГНЦ должен позаботиться и об инфраструктуре. По итогам конкурса должна быть также построена водородная заправочная станция.

Если контракт будет выполняться по графику, то вся перечисленная работа будет выполнена к ноябрю 2023 года. Пока что первым результатом должна стать разработка технического проекта первого российского водородного судна. Этим занимается ЦКБ "Балтсудопроект", также входящее в КГНЦ. Техпроект должен быть готов уже в ноябре 2021 года.

Будем следить за развитием событий.