Продолжаем знакомиться с режиссерами авторского, арт-хаусного и просто качественного кино последнего примерно тридцатилетия. И продолжим знакомиться с фильмографией Йоргоса Лантимоса. Его последние три фильма стали довольно известны, но, может быть, кому-то из кинозрителей эти замечания пригодятся.
"Лобстер" (2015) во многом еще более радикальное высказывание, чем ранние работы. Лантимос взял да и воплотил метафору концлагеря. Люди, которых разлюбили в условном мире, где запрещено одиночество, попадают в отель, где в установленный срок должны найти себе пару, в противном случае их превратят в животное, которое выберет сам неудачник. Главный герой выбрал своё будущее в образе лобстера. Одиночки иногда сбегают, и обитатели отеля организованно отправляются отстреливать их в лесу. Веселенький такой фильм, если кто не видел. Депрессивный Колин Фаррелл и Бен Уишоу попали в свою компанию с режиссером. Речь персонажей изобилует простоватыми откровенностями либо казенной речью, как в предыдущем фильме. Атмосфера масс-медиа и поп-культуры господствует над сознанием людей. Одним из ключевых моментов западных антиутопий является то, что замкнутый мир контроля и порядка не знает за-предельности, ну, если это настоящая суровая антиутопия. Лантимосу нравятся эти тоталитарные игры сознания, поэтому он не выпустит никого. И если вы пожелали запрещенного одиночества, то воздух свободы порождает одиноких чудовищ. Лантимос отлично понимает человеческое сообщество, поэтому он мастер антиутопии.
В наиболее популярном фильме Лантимоса "Убийствo священного oленя" (2017) приняли участие Николь Кидман и Колин Фаррелл, Он довольно прочно обосновался в коммерческом кино, но на удивление своего стиля не теряет. Пристрастие режиссера к плакатной и формально вежливой речи пригодилось для создания жутковатой атмосферы. У этого фильма море прочтений, в том числе озвученных. И режиссер сделал для этого всё необходимое. Месть, воздаяние и анонимность злого рока. А как определить его авторство? Попробуй сходить в полицию и обвинить злой рок. Играя с идеей правосудия Лантимос заставляет виновных договариваться об условиях сдачи - с кем? - да с ним самим, а не с юным разнузданным мстителем. Хорошо чувствовать себя демиургом и весьма способствует интриге.
Судя по британскому фильму "Фаворитка " (2018) с участием Оливии Колман амбиции Лантимоса распространяются далеко. Что заставляет высокомерных островитян делать такие беспощадные на грани издевательства фильмы о своем историческом прошлом? Левая интеллигенция, судя по всему, влиятельна даже в королевстве, где очень внимательно относятся к формированию правильных исторических конструкций и их умелой пропаганде. У Лантимоса обнаружилось такое чувство юмора, что впору оставаться на острове и снимать там до конца дней. Бидоны сарказма вылиты на голову королевы Анны и аристократов. Фильм оказался настолько мощным, что вызвал ассоциации с лучшими постановками на историческую тему за последние полвека.
Это была фильмография Йоргоса Лантимоса. Приятного просмотра.