Найти тему

В диагонали — сосредоточие всей силы изображения

Лев Бородулин. Восьмерка. 1957 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Лев Бородулин. Восьмерка. 1957 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Этот снимок, сделанный Львом Бородулиным в 1957 году, одной диагональю превращен в достояние классики фотографии советского и мирового спорта. Вместе с тем, за этой диагональю таится вся сложность и неоднозначность развития советского искусства.

«Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще», — скажет в 1921 году Александр Родченко и превратит диагональ в один из главнейших композиционных принципов всей последующей мировой фотографии. Она превращает его в захватывающую поэзию движения.

Однако в 1930-х годах советская власть подвергнет экспериментальные композиционные подходы Родченко жесткой критике. Фотографа обвинят в формализме, а модернизм будет вычеркнут из истории советского искусства. Тогда большинство лидеров советской фотографии получат запрет на профессию. В 1951 году Родченко исключат из Союза художников. В 1956-м он уйдет из жизни, совсем немного не дождавшись своей первой персональной фотографической выставки.

Лев Бородулин сделает этот снимок, когда придет «Оттепель», а спорт станет чуть ли не единственным пространством свободы для фотографа. Именно здесь начнет возрождаться модернизм, а «родченковская» диагональ задаст вектор движения в новую эпоху, полную надежд на скорое и прекрасное преобразование мира, человека и общества.

Снимок Льва Бородулина можно посмотреть на выставке «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860—1970-е годы» в МАММ до 15 ноября. Организована при поддержке Норникель.