В 1973-м году Пол Маккартни в поистине ужасных африканских условиях записал свой очередной диск, после выхода которого к нему вернулась вся слава, которая частично была утеряна им после ухода из The Beatles. И что самое примечательное, Маккартни записал этот альбом практически без группы, с помощью только двух своих постоянных спутников – жены Линды и ритм-гитариста Денни Лейна.
Альбом Пола Маккарни «Band On The Run» - это классика, причем такая железная классика, которую критиковать просто не принято. Впрочем, все 70-е годы, еще до армии, я ни Маккартни в частности, ни «Битлами» в целом особо не увлекался, так как в те годы я был хард-рокером, а все «битломанские» альбомы для меня были просто эстрадой. Ну, за исключением некоторых песен, например, «Ком тугезы» и подобных ей.
Однако альбом Wings «Band On The Run» я прослушал в 1977-м году с интересом, хотя мне без всяких вопросов понравилась только последняя композиция – «Nineteen Hundred and Eighty Five», так как она была записана в ключе любимых мной Deep Purple или Black Sabbath. При этом я впервые услышал этот альбом именно на пластинке, помню, как специально ехал за ней на другой конец города.
Но в армии мое отношение к Маккартни изменилось, потому что в музыкальном взводе нашей части собралось множество его почитателей, вот они мне популярно и объяснили, почему не надо слушать только DP, LZ и «Назарет». И они меня так хорошо поднатаскали на сольном творчестве Пола Маккартни, что из армии я вернулся законченным почитателем Wings & Co, и буквально через несколько месяцев я перетаскал со сходняка все диски этого самого успешного «битловца» и получил полную коллекцию его записей до 1982 года.
В те времена никто не делал разницу между Wings и просто сольниками Маккартни. Для всех это было неважно, под какой маркой выходили его диски. Все составы его группы были аккомпанирующими, а гвоздем был всегда только Маккартни. Поэтому и творчество его надо было оценивать только как сольное, а не «групповое».
И вот, произведя ревизию всех альбомов этой прославленной звезды, можно легко заметить и без всяких авторитетных подсказок, что самым крутым является исключительно «Band On The Run». В этом альбоме есть все, что было и на других его пластинках, а на других пластиках нет многого из того, что появилось на этой.
Нет, я не хочу сказать, что остальные диски Маккартни хуже. То, что он записал в 70-х – всё прекрасно в той или иной степени. Но «Band On The Run» - это чего-то особенного, как говаривал один из персонажей известного советского кинофильма.
Записывался этот альбом в очень ужасных условиях. Мне удалось побывать в Нигерии в 1980-м году по работе (наше судно заходило туда на бункеровку), и я знаю, что такое город Лагос, где записывался альбом, не понаслышке. Это к0шмарн0е место, как там люди живут – непонятно. Там и жара, и сырость, и насекомые (тоннами на метр), и змеи, ползающие прямо по мостовым, и крысы, а преступников столько, что по городу опасно ходить даже днем.
Но вот Маккартни с Линдой, детьми, Денни Лейном и еще несколькими сопровождавшими их специалистами провели в этом аду целый месяц, и записали прекрасную пластинку. Правда, песни для нее они придумали еще до поездки в Нигерию, а нужное звучание музыке придали после нее, в нормальных комфортных студиях, но вот играть-то пришлось в самом настоящем сарае без всяких удобств!
Зачем они туда поехали? Наверное, чтобы денег поменьше платить за запись. Но все равно непонятно это все, что, у Маккартни не было денег на нормальную студию в более-менее нормальной стране? Да хотя бы на тех же Антильских островах, поехали бы к Бобу Марли в гости на Ямайку, и он своему корешу организовал бы все как надо. Ну, или в Мексику к Сантане.
Но вот выбрали именно Нигерию, где у компании EMI была своя студия на грампластиночном заводе, и всем тогда казалось, что там всё будет чики-пуки, а когда выяснилось, КУДА вся группа попала, возвращаться было поздно.
В общем, беда одна не ходит, и перед поездкой группа Wings лишилась своих лидер-гитариста и барабанщика, которые вдруг взбрыкнули и отказались дальше работать с Маккартни. Причины неясны, кто виноват – непонятно, но так получилось, что Пол решил, что справится и сам – он и на барабанах довольно хорошо стучал, и на лидер-гитаре был не последнем парнем на селе. А что не получится – можно будет исправить и дописать дома.
Вот так и записали альбом втроем – Линда на органе, Денни на ритм-гитаре, а всю остальную музыку сыграл Пол. Потом уже, в Англии, на многие композиции были добавлены другие инструменты и оркестры – духовые и струнные, привлечены некоторые барабанщики, в частности – Джинджер Бейкер из Cream, который тихо отстучал на «Picasso's Last Words», которая дорабатывалась в его домашней студии.
И альбом «выстрелил», да так, что сразу же оседлал вершины американских, британских и многих других хит-парадов, и в итоге был продан в размере нескольких миллионов копий. Правда, это был далеко не первый «платиновый» альбом из сольного творчества Маккартни, но это был первый альбом, после которого группа Wings на концертах стала собирать стадионы, а не просто полные залы филармоний и консерваторий.
В одной из следующих публикаций я рассмотрю альбом «Band on the Run» подробнее с характеристиками каждой песни, потому что в этой статье уже нет места.
Но в заключение хочу сказать еще вот что: этот альбом настолько убойный, и вместе с тем оказался настолько нейтральным с точки зрения тогдашней советской цензуры, что фирма «Мелодия» в 1977-м году выпустила его на своей пластмассе, правда, заглавную песню заменили другой, гораздо менее интересной (с альбома 1976 года).
А перед этим, в декабре 1976-го, самая крутая песня с этого альбома – «Mrs. Vandebilt», - появилась на гибком миньоне (флекси-диске) журнала «Кругозор». Заметим, что название ее на русском языке было таким: «Госпожа Вандербильд», тогда как сам Маккартни из фамилии главной героини песни букву «r» убрал. Наверное, для маскировки.
Но советские издатели решили восстановить «фамильную» справедливость и указали на своем миньоне настоящую фамилию родственницы известного американского миллионера.
На аудио: песня "Helen Wheels", которая вошла только на американскую версию альбома, а так вышла на сингле
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА ПОДДЕРЖКУ МОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ!
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Какой альбом Пола Маккартни 70-х годов самый лучший? Все они хороши, но по-разному
Игги Поп – дедушка мирового панк-рока, который в 1976 году вместе с Дэвидом Боуи гулял по Москве
«The Groundhogs» и ее фронтмен Тони Макфи – самые неизвестные лидеры блюз-рок-прогрессива 70-х