Кто первым придумал писать эти короткие рассказы о своей жизни? Довлатов? Или кто-то был до него? Не в форме мемуаров, а именно в форме забавных историй - о себе, о своих знакомых, о мире вокруг нас. В массовую культуру это принес, наверное, Гришковец. И теперь так пишут все кому не лень. Но не у всех получается хорошо. Я уже пару раз рассказывала о тех, у кого хорошо, - это Слава Сэ и Александр Цыпкин.
Слава Сэ. Сантехник? Сочинитель? Сатирик? Стэндапер?
Новый Довлатов: Женщины непреклонного возраста
Теперь открыла для себя Валерия Печейкина. Раньше я его знала только как драматурга. Да и то теоретически. Мне очень нравятся работы ребят из Гоголь-центра - как актерские, так и режиссерские. Теперь выяснилось, что еще и сценарист у них крут. Хотя из его сценариев я видела только "Кислоту".
"Злой мальчик" - это очень честная книга. Даже фамилии по большей части настоящие. Я и не знала, что такие произведения сейчас публикуют. Что такие можно публиковать. Что кто-то не боится публиковать. Однако же - издательство "Inspiria" выпустило самую настоящую бумажную книгу.
Ну а на ЛитРес можно купить электронную книгу, что обойдется примерно раза в два дешевле, либо аудиокнигу.
Название совпадает с одним из рассказов Чехова, но каких-то явных аналогий с творчеством Антона Павловича я бы не стала проводить. Да, короткие рассказы. Да, юмор, местами переходящий в сатиру. Да, в половине ситуаций читатель узнает себя, а во второй половине - своих знакомых. Но ведь это все не только Чехов, правда?
По поводу названия вспоминаются две истории. Первая - диалог из спектакля "День выборов":
- Так это же Пушкин?
- Пушкин это когда написал? А я - в прошлом сезоне!
Вторая - из собственной биографии. Однажды я назвала роман "Компромисс", и на Майбуке к нему прицепились комментарии и рейтинг от довлатовского "Компромисса". Я поначалу не могла понять, откуда у меня на Майбуке такая популярность. Потом долго смеялась. Потом пришли модераторы и все исправили. Мог ли автор современного "Злого мальчика" рассчитывать на что-то подобное? Думаю, нет. Во-первых, "Злой мальчик" Чехова не так уж и популярен, чтобы за его счет пиариться. Это все же не "Палата № 6" и не "Дама с собачкой". А во-вторых - когда это касалось меня, я и не задумалась о каких-либо совпадениях, название подбирала из содержания своего произведения, а не из возможных совпадений. И уж тем более не могла предвидеть всякие майбуковские баги. Поэтому "Злой мальчик" Валерия Печейкина - это другой злой мальчик, мальчик нашего времени.
Я читала эту книгу медленно, очень медленно. Одна-две истории - и отдыхать, осмысливать, переваривать. И мысли такие: "Где тут можно написать "аффтар жжот"? Или поставить "+1"?" Потому что, например, глава "Мир для интровертов" - это про меня. Хотелось бы скопировать ее целиком, но алгоритм Дзена будет ныть - "заимствованный контент". Поэтому только одна цитата:
"Сегодня с экстравертами сделали то же, что они всегда творили с интровертами. Принуждение к интроверсии".
А глава "Почему я не читаю пьесы-2" - это, слава богу, не про меня, но зато про 100500 моих коллег-писателей, которые эту главу никогда не прочитают, потому что "чукча не читатель". А следовало бы. Метафора, которая предлагается автором в начале главы, - великолепна. Но я не могу ее привести, потому что алгоритм Дзена будет ныть - "порнографический контент". Поэтому более нейтральная цитата:
"А теперь давайте поговорим о том, почему нельзя отправлять свои тексты, пьесы, романы, стихи всем подряд.
Как правило, тексты, которые присылаются таким образом, довольно скверные. То есть не ждите ответа. Если вы спамите своими текстами, вы знаете результат в самом начале. Такой парадокс!"
Далее. Глава "Женщина, которая ничего не понимает" - это о службе поддержки Яндекс-Дзена. Я переписывалась с ними с начала июня по проблеме некорректного перехода по ссылкам. Только в середине октября получила ответ, напоминающий вменяемый, но при этом все равно проблему не решающий. Ну ок, этот условно-вменяемый ответ помог мне извернуться и решить проблему самостоятельно. Через четыре блин с половиной месяца! Зашибись поддержка. Печейкин метафорически передает наши диалоги в своей книге:
– Какой палец?
– Например, указательный.
– А можете это написать? Я боюсь, что мы ни-че-го не поймем.
– Пишу: «указательным пальцем…»
– Левым или правым?
– Правым.
– Что – «правым»? Правым консерваторам?
– Правым пальцем, конечно.
– Какой руки? Валерий, очень путано пишете…
– «Правым пальцем правой руки я…»
– А в чем заход такого тезиса?
– Что?
– Что – что? Валерий? Валерий?
Я бы могла так разобрать каждую главу и найти параллели в собственной жизни. Но, думаю, лучше будет, если каждый прочитает книгу самостоятельно, а не как это делает большинство - по принципу "Рабинович насвистел". У меня свой опыт, у вас - свой. Тем не менее, и тот, и другой найдется в книге "Злой мальчик" Валерия Печейкина. В одних и тех же рассказах. Такой парадокс!
А еще в книге много музыки. Настоящей классической музыки, без выпендрежа. Прямо так и говорится - мол, Бранденбургские концерты Баха. И музыка в этой книге - живет. Не просто упоминается. Я прочитала всего на двух страничках историю Adagio assai из фортепианного концерта Равеля, а ощущение было, что не строчки глазами, а ноты ушами слушала.
В этом году "Злой мальчик" вошел в лонг-лист престижной литературной премии "Нос" (Новая словесность), и это удивительно, потому что там сплошные доктора филологии в жюри, не думала, что они умеют оценивать такую литературу. Кстати, туда же вошел и "Стрим", о котором тоже недавно писала.
Напоследок - предупреждение: книга содержит ненормативную лексику, ЛГБТ-тематику и... как бы это обозвать... контент материально-телесного низа (о как завернула). Много. Убедитесь в устойчивости своей психики, прежде чем начинать читать.
Читайте - и вы узнаете, что будет, если набрать на калькуляторе число 0,7831505. Хотя, может, об этом все уже давно знали, только я узнала от Печейкина?