Найти тему

Тихие маленькие репрессии в России, которые наш народ создает своим молчанием и неведением

Когда я написал на Яндекс.Дзене про «очень маленький большой террор», ковёрные немедленно явились — а куда без них: с чего вы взяли, а какие доказательства. Тут удивляться нечему, на то они и тролли, чтобы зашумлять среду.

Но даже искренние наблюдатели, пока их не коснулось непосредственно, не верят, что вокруг дела нехороши, поэтому пришли и они — обличать. Никого из них не осуждаю; человек так устроен, что психика сама себя защищает, прикрывается неведением.

А принцип маленького большого террора в том и заключен — выжигать крошечное поле меньшинства, остальных не тревожить, пока их черед не настал. Но зато выжигать до конца, чтобы те, кто внутри круга, не могли оставаться в покое, а те, кого этот процесс не затронул, не обращали особенного внимания на попавших под каток. Не мы же. Не нас же.

Практически каждую пятницу Минюст объявляет обновленные списки иноагентов. И можно долго рассказывать, чем реально важна для общества в целом питерский поэт Татьяна Вольтская или юрист Галина Арапова, включенные в реестр физлиц; обращать внимание читателей на то, что силовая машина все чаще идет против женщин, как-то это не брутально, не по-гусарски…

Но тяжело объяснить тем, кто в другом общественном контексте, почему это важная тема. Ну, записали и записали. Подумаешь.

Суд над Сергеем Зуевым
Суд над Сергеем Зуевым

В ночь с 11 на 12 октября был задержан Сергей Зуев, 67-летний ректор маленького, но системно значимого университета, так называемой Шанинки. Задержан ночью, в больнице, доставлен в СИЗО, Тверской суд назначил ему домашний арест. А до него арестовали Кристину Крючкову, бывшего исполнительного директора Шанинки.

И те, кто знают Зуева, и без того не сомневаются в полной невиновности ректора, которого затянуло в жернова чужого уголовного дела — дела бывшего зампреда Сбера и бывшего замминистра просвещения Марины Раковой. И те, кто знает Шанинку, не сомневаются в безупречности самого «маленького большого» университета (опять маленькое и большое пересекаются).

А те, кто не знают? Скажут в очередной раз — «не бывает дыма без огня».

Группа неизвестных сорвала показ фильма в офисе ПЦ «Мемориал» в Москве
Группа неизвестных сорвала показ фильма в офисе ПЦ «Мемориал» в Москве

Или вот позавчера был сорван показ фильма польского режиссера Агнешнки Холланд «Гарет Джонс», организованный Польским культурным центром и обществом «Мемориал» (также признанным в РФ иностранным агентом). Хулиганы ворвались, не дали смотреть, полиция приехала и не выпускала почти до полуночи — нет, не хулиганов, вообразивших себя патриотами, а зрителей и организаторов.

Кадр с наручниками, которыми застегнуты мемориальские двери, посильнее, пожалуй, чем знаменитый перформанс Павленского с горящей дверью ФСБ. Что им не понравилось? Тема голода 1933 года, история молодого журналиста из Уэльса, приехавшего в Москву и тайно пробравшегося на Украину. Не нравится — имеют право; ругайтесь в сетях. Но решать, кому что можно смотреть… Но оставаться при этом безнаказанными…

Из Твиттера ПЦ «Мемориал»
Из Твиттера ПЦ «Мемориал»

Но что скажет нормальный обыватель, которому и тема малоинтересна, и кто такой «Мемориал», непонятно? Да то и скажет, что ничего не скажет.

Так демократическое меньшинство до самого недавнего времени непростительно мало интересовалось жизнью этих самых обывателей, их ежедневными проблемами — пока дело не дошло до края и не пришлось идти в муниципальные депутаты, потому что все остальные уровни участия в политике закрылись.

И пока маховик до обывателя не докатится, он тоже будет молчать. Осудить его язык не повернется; те, кто запускал маховик тихих маленьких репрессий, без штучных расстрелов и массовых посадок, на то и рассчитывали.

Словесные драки — по поводу пандемии, роста цен. Потому что касается каждого. А тут вековая тишина. Потому что касается только «малых сих».