Найти тему
ПОЛНАЯ МЕТАФИЗИКА

КЕМ ЖЕ БЫЛА НА САМОМ ДЕЛЕ МАТЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО?

Журнал ДИЛЕТАНТ август 2021
Журнал ДИЛЕТАНТ август 2021

Одна из таких распространенных мифологем, – не подтвержденное фактами и источниками утверждение о том, что матерью Александра Ярославича была дочь князя Мстислава Удалого. Надо отметить, что такую фантастическую сентенцию не позволил себе даже автор панегирика, призванного обосновать заслуженность приобщения князя к лику святых, – первой редакции агиографического Жития Александра, который называет его «внуком Всеволода», а не внуком Мстислава.

Брак Ярослава с дочерью Мстисла - княжной Ростиславой был заключен в 1213 г. Согласно Жития Александра Невского в редакциях созданных через триста - четыреста лет после его смерти, его мать звали Феодосия. Казалось бы, это однозначно означает, что это не одно и то же лицо, а два разных человека. Но, в отечественной историографии это противоречие объясняют тем, что Феодосия – это крестильное имя Ростиславы, не пытаясь даже обосновать, почему только ей одной выпала честь быть названной под своим крестильным именем. Впрочем, и эта умозрительная сентенция не подтверждается фактически: крестильное имя Феодосии – Ефросинья, под которым она, по сообщению новгородского летописца, и была похоронена в Свято-Юрьевом монастыре Новгорода.

По сообщению большинства летописных источников после поражения в Липицкой битве в 1217 году, Мстислав потребовал зятя вернуть дочь обвинив Ярослава что он обращался с ней не как с княжной, а как с рабой. О том что Ростислава вернулась к мужу или сообщений нет.

Более того, источники не сообщают о каких- либо признаках налаживания отношений зятя с бывшим тестем, которые косвенно могли бы свидетельствовать о том, что Мстислав вернул свою дочь Ярославу. Об отсутствии такого примирения свидетельствует и то, что Ярослав не откликнулся на призыв бывшего зятя принять участие в походе против татар в 1223 г.

Кроме того, первый ребенок Ярослава родился или в 1219 или в 1220 году, т. е. на седьмой год после женитьбы. Следующие его 12 детей были погодками. Возникает вопрос почему он игнорировал жену и свои супружеские обязанности первые шесть лет брака?

Надо отметить, что еще в царской России было установлено, что матерью детей Ярослава Всеволодовича была его третья жена, которая, возможно, была рязанской княжной. Но этот факт по каким-то иррациональным причинам советских и российских историков не устраивает. Так один ныне здравствующий и занимающий ответственные посты профессор, доктор исторических наук, доказал что Ростислава не могла быть рязанской княжной т. к. «никакого интереса к Рязани…не проявляла», что, в свою очередь обосновывается тем, что подолгу жила в Новгороде и даже была там похоронена. «Полное равнодушие матери Александра Невского к Рязани», и «говорит, что она не была рязанской княжной, а была дочерью князя Мстислава Мстиславича», на полном серьезе утверждает профессор.

Воспользуемся его научной методикой для рассмотрения обстоятельств отцовства Ярослава Всеволодовича. То, что два первых брака Ярослава были бездетными, свидетельствуют о том, что князь испытывал проблемы с продолжением рода. То, что в третьем его браке дети стали появляться с завидной регулярностью, заставляет задаться вопросом о том, а был ли Ярослав биологическим отцом своих детей? О том, что он им не был, может свидетельствовать то, что Ярослав не испытывал ни малейшей любви к своим детям. Разве любящий отец стал посылать бы малолетних сыновей в такое неспокойное место как Новгород, из которого они неоднократно вынуждены были, натерпевшись страху, в тайне ото всех, ночью, бежать? Разве любящий отец своего первенца, которому по определению, как наследнику, достается большая толика отцовской любви, похоронил бы вдалеке от дома, в Новгороде, а не Переславле?

И в заключении, чтобы восстановить историческую справедливость в вопросе о том, могла ли быть Ростислав Мстиславовна матерью детей Ярослава Всеволодовича, отметим следующее важное обстоятельство. Церковь запрещала браки до шестой степени включительно. В 1250 г. брат Александра - Андрей Ярославович женился на дочери Даниила Галицкого. А Даниил был женат на дочери Мстислава Удалого Анне. Следовательно, женой Андрея стала внучка Мстислава Удалого. Но если мать Андрея – дочка Мстислава Удалого, то брак Андрея и Анны (внука Мстислава на его внучке) не разрешила бы Церковь, т. к. между ними была четвертая степень родства. Если брак Андрея на дочери Даниила Галицкого состоялся, то из этого следует, что Андрей, как и Александр и другие дети Ярослава Всеволодовича не были внуками Мстислава Удалого.

Остается загадкой, почему советские и вслед за ними российские историки с таким упорством отстаивают умозрительную гипотезу о том, что матерью Александра была дочка Мстислава. Можно подумать, что это родство – основная причина приписываемых Александру многочисленных достоинств и заслуг и, если бы он не был внуком Мстислава, то не смог бы выполнить приписываемую ему жрецами исторической памяти грандиозную историческую миссию.