Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Луганские тепловозы: во что любящие локомотивщики способны превратить страшных "медведей"

Исторически сложилось, что в России самыми нарядными всегда были пассажирские локомотивы. Какими только оттенками не сияли тепловозы ТЭП70 и электровозы ЧС7 - воображения всего центрального аппарата РЖД не хватит, чтобы представить такое разнообразие. Грузовым тепловозам повезло меньше: почти все они были скучного зелёного цвета, однако встречались и такие, от которых без посторонней помощи нельзя было оторвать взгляд.

Познакомьтесь с дядей Мишей

Миша или "медведь" - прозвище, которое получил тепловоз 2ТЭ10М. Он могучий, как медведь, страшный, как медведь, рычит, как медведь, а буква "М" на конце окончательно даёт понять, как обозвать этого гиганта советского машиностроения.

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Михаил и я тепловозик.
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Михаил и я тепловозик.

Кроме 2ТЭ10М тепловозов серии ТЭ10 было много всяких-разных, и выпускались они с 1958 по 2007 годы. Но мы сегодня посмотрим только на 2ТЭ10М и 2ТЭ10УТ, так как остальные попадались мне только в зелёной окраске. Тепловозы 2ТЭ10, строго говоря, не русские, ведь строили их сначала в Харькове, а потом в Луганске - оба завода находятся на территории Украины. Кстати, Луганский завод поставлял в Россию машины 2ТЭ116У вплоть до 2016 года - только к этому времени после распада СССР мы смогли наладить собственное производство магистральных грузовых тепловозов серии 2ТЭ25КМ в Брянске.

Сдуваю пыль с цифрового архива

Сегодняшнюю тираду о том, как красивы тепловозы были раньше и как уродливы стали сейчас, логичнее всего начать с "тупозелёной" окраски. Подавляющее большинство тепловозов 2ТЭ10 любых модификаций были именно такими: зелёный кузов с жёлтой линией, грязно-серая крыша, а на морде - четыре оранжевых полосы. Оттенок зелёного и нанесение полос могли отличаться на разных железных дорогах: например, в депо Иваново (фото 1) жёлтая полоса была тонкой как на боках, так и на мордахе, у тепловозов Новомосковска (фото 2) она была более толстой, а в депо Ульяновск тепловозы красились в более бледный оттенок зелёного (фото 3). Уверен, большинство из вас, даже пролистав карусель, отличий между тремя тепловозами не обнаружат, да и у меня самого, честно говоря, массовый зелёный цвет тепловозов особого восторга не вызывает.

В отличие от пассажирских тепловозов ТЭП70, чьи цвета с трудом уместились в отдельную статью, серия 2ТЭ10 разнообразием окрасок не блестала. Например, в депо Краснодар не догадались ни до чего, кроме как покрасить машину 3586 в два оттенка зелёного. Тепловоз получил необычный наряд весной 2009 года и был направлен работать в пассажирское движение на Анапскую ветку. В июле 2009 года я совершенно случайно заснял его по дороге в Сочи, но увы, забыл, на какой станции (вероятно, Кавказская), надеюсь, эксперты по Северо-Кавказской дороге её узнают и напишут в комментариях.

Просто добавь второй цвет - и получится красота!
Просто добавь второй цвет - и получится красота!

В 2012 году "двухзелёный" тепловоз отдали на Московскую дорогу. Были опасения, что его перекрасят швабрами в "тупозелёный", как это любили делать все РЖДшные депо, однако, этого не случилось, но печальная участь всё же постигла машину. В 2016 году она встала на трёхлетнюю консервацию, после которой была перекрашена в корпоратив. Здорово, что хотя бы четыре года она радовала московских ЖД фотографов!

В своих статьях я несколько раз рассказывал о Горьковской железной дороге с её фирменным окрасом, который имели, в том числе, тепловозы 2ТЭ10М. Взгляните на машину 0364: в конце 2011 года она получила тёмно-зелёный низ, светлый верх и жёлтый треугольник на нос - оригинально, не правда ли? В таком виде машина проработала меньше трёх лет - уже в 2014-м её сфотографировали в "тупозелёном" окрасе. По всей вероятности, на Горьковской дороге сменился какой-то руководитель, в результате чего к 2014 году почти все локомотивы, окрашенные по такой схеме, превратились обратно в "тупозелёные" тыквы.

И ведь кто-то придумал эту окраску и добился разрешения так красить все локомотивы. Честь и хвала этому человеку.
И ведь кто-то придумал эту окраску и добился разрешения так красить все локомотивы. Честь и хвала этому человеку.

Последним тепловозом в такой окраске был 2ТЭ10М-2899, который в 2021 году ещё находился в работе, а в 2022 его отправили на капитальный ремонт, так что скоро он предстанет перед нами в красных и серых скучных цветах и не будет отличаться от своих собратьев.

Кто там сказал, что я - грузовой тепловоз? Кажется, вы плохо меня знаете.
Кто там сказал, что я - грузовой тепловоз? Кажется, вы плохо меня знаете.

В статье про тепловозы ТЭП70 я хвалил депо Иваново за их цветовое разнообразие среди локомотивов, и сегодня я буду делать то же самое. Начнём с исторической фотографии тепловоза 2ТЭ10УТ-0050, сделанной в 2007 году на станции Александров, где он окрашен по обычной скучной схеме, однако не зелёной краской, а красной! Цвет меняет многое - сразу от тепловоза невозможно оторвать глаз. Смотреть на его блестящие бока, сияющую крышу и насыщенный бордовый оттенок можно бесконечно.

Вот и пригодилась моя фоточка, сделанная через стекло пассажирского вагона.
Вот и пригодилась моя фоточка, сделанная через стекло пассажирского вагона.

Вероятно, на руку тепловозу сыграло то, что работал он с пассажирскими и пригородными поездами, ведь все грузовые машины даже в пёстром Иваново были поголовно зелёными. В 2008 году красный цвет на ивановских 2ТЭ10 начал постепенно заменяться синим и голубым, а в некоторых случаях - сразу и синим и голубым. Полюбуйтесь, как выглядел 2ТЭ10УТ-0011 в 2008 году: синий низ, голубой верх, белая полоса, которая на морде сходится к прожектору острыми углами - тот, кто это придумал, очевидно, любил свою работу.

Когда тепловоз красив, словно небо...
Когда тепловоз красив, словно небо...

Далее судьба тепловоза 0011 была интересной. В 2010 году его почему-то перекрасили в "тупозелёный", а в 2011-м, видимо, одумались, потому что машина вновь стала синей, правда, уже в одном тоне. В 2016 году тепловоз был передан в депо Тында, где его покрасили в корпоратив самым мерзким способом из известных науке.

Утро ЖД фотографа начинается не с кофе...
Утро ЖД фотографа начинается не с кофе...

Тепловоз 0011 был не единственным в Иваново, получившим небесную окраску. Нельзя забыть машины 0037 и 0052, которые также использовались в пассажирском и пригородном движении. Так, тепловоз 0037 частенько водил пригородный поезд Иваново - Александров - и в 2010 году мне повезло с ним повстречаться. Заметьте, вагоны ещё в "Северной" окраске - синий низ и зеленый верх. Эх, ностальгия!

-9

Тепловоз 0052 я поймал в 2015 году, когда снимал со своим другом Денисом поезда на ветке Кострома - Галич. Только самый ленивый ЖД фотограф не сделал фотографию с этой точки:

Осталось только вагоны обратно в бело-сине-красный перекрасить. Верните "Россию"!
Осталось только вагоны обратно в бело-сине-красный перекрасить. Верните "Россию"!

Оба эти тепловоза в 2016 году были сосланы в далёкую Тынду, где 0052 почти сразу "отпидили", а 0037 какое-то время успел поездить в зелёном цвете. Скорее всего, его постигла та же участь, но свежих фотографий с ним не было уже пять лет.

Продолжая говорить о депо Иваново, нельзя не вспомнить тепловоз 2ТЭ10МК-2600 - уникальный случай, когда грузовая машина была не зелёного цвета. Я поймал его в 2010 году, и даже сейчас не могу налюбоваться на фотографию: ярко-красный кузов, большая жёлтая полоса с заострёнными концами, хромированные ободки буферных фонарей и прожектора, хромированные полосы вместо оранжевой краски, рельефная табличка и зелёный буферный брус - образ этого тепловоза волнует моё воображение даже спустя 11 лет. По всем признакам понятно, что у тепловоза был закреплённый машинист, который любил свою рабочую лошадь, как многие любят свои автомобили - иного объяснения такому внешнему виду я просто не нахожу.

Пожалуй, самый красивый тепловоз серии 2ТЭ10М
Пожалуй, самый красивый тепловоз серии 2ТЭ10М

Красный цвет тепловоз получил предположительно в 2003 году при прохождении капремонта с присвоением серии 2ТЭ10МК, а позже - мелкие детали, с которыми я застал его в 2010-м. В 2012 году тепловоз был заснят другим фотографом уже в синем цвете, а в 2014-м отправлен на базу запаса, при выходе с которой в 2018 году перекрашен в корпоратив. Хромированные элементы таинственным образом исчезли с машины. Что мешало их сохранить - вопрос скорее риторический.

Тепловозов серии 2ТЭ10 в России осталось мало и большинство из них перекрашены в кропоратив, но даже тут существуют отличия. Наименее противная цветовая схема - с тонкой полосой на мордахе, напоминающая старые добрые зелёные машины. Да, тепловозу на моей фотографии следует освежить краску, но именно такая концепция нравится мне больше всего: если уж "пидить", то только так.

Самый приличный "пидок". Станция Карламан, КБШ, 2013 год
Самый приличный "пидок". Станция Карламан, КБШ, 2013 год

При всей моей неприязни к оранжевым квадратам, в случае с 2ТЭ10М это не худшее решение. Квадраты эти выглядят неуместно на любых локомотивах, но тут остаётся выбирать меньшее из зол.

Не самый мерзкий "пидок". Карламан, КБШ, 2013 год
Не самый мерзкий "пидок". Карламан, КБШ, 2013 год

Напоследок покажу самый противный 2ТЭ10М, покрашенный в корпоративный окрас. На его морде нет ни квадратов ни полос и выглядит он наиболее безлико - сил моих больше нет, чтобы критиковать такие цветовые решения. А тут на нём ещё свежая краска! Представьте, на что он будет похож спустя пару-тройку лет.

Абхазия, 2017 год
Абхазия, 2017 год

Чему учит нас эта история? Даже наш любимый зелёный цвет может вызвать кровь из глаз, если намазать его на абсолютно все тепловозы, в этом плане он ничуть не лучше РЖДшного корпоратива. Зелёный цвет, как и РЖДшный окрас, уничтожил немало по-настоящему красивых тепловозов. А сами зелёные тепловозы мы полюбили только тогда, когда уже они начали исчезать под натиском красного и серого.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Кидайте в комментарии фотки и пишите, какие уникальные 2ТЭ10 я забыл упомянуть, а также жду ваших воспоминаний о работе на этих аппаратах.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и пересылайте статью знакомым - пусть тоже приобщаются к красоте поездов.

До новых встреч!

Смотрите также: