Британец Крис Корбулд работал на 15 фильмах Бондианы, на девяти из них – в статусе супервайзера спецэффектов. Сейчас он постепенно становится режиссером второй съемочной группы и планирует дальше работать в этой области. Но пока – про спецэффекты.
Площадь пончиков
«Мы назвали ее площадью пончиков, потому что именно там Бонд включает «пончики», – говорит Крис Корбулд. – Надеюсь, этой сценой мы порадовали фанатов Бонда».
Это сцена, в которой Aston Martin DB5 Бонда отстреливается от нападающих врагов из мини-пулеметов, выдвигающихся из фар.
«Я всегда знал, что в этой сцене будет множество эффектов, – продолжает Корбулд. – Мы сняли ее без актеров второй съемочной группой. Съемка продолжалась три дня – машина крутилась на месте, а вокруг взрывались заряды».
При этом нужно было сохранить здания вокруг, потому что им по тысячу лет. Съемочная группа закрыла фасады зданий метровыми панелями с зарядами. И это также помогло ускорить процесс съемки – для нового дубля просто ставили новые панели с уже готовыми зарядами. И через час можно было снимать еще один дубль.
Самое сложное в этом деле – синхронизация движения машины с хореографией микровзрывов по псевдофасадам. Для этого площадь разделили на восемь секторов. Взрывами пирозакладок в каждом секторе управляла отдельная панель управления. Последовательность зарядов запрограммировали заранее. Пиротехники знали, что автомобилю понадобится примерно 20 секунд, чтобы сделать один оборот вокруг своей оси. Поэтому ставили машину на исходную позицию, выравнивая дула орудий с первыми зарядами в серии. При нажатии кнопки срабатывала первая панель, через 6 секунд вторая. И так далее.
«Мы провели много времени с секундомером в руках, – рассказывает Корбулд. – Засекали время оборота. И после первого оборота водитель выходил на постоянную скорость вращения, и тогда мы включали заряды».
Еще одной задачей было показать сброс гильз. Они выскакивали сбоку, прямо перед камерой. Но это – тоже механический эффект. Под рулем стоял механизм, включающий выборс гильз, и он синхронизировался с началом пуска зарядов.
«Потом приехали актеры, и мы сняли несколько оборотов с ними, – продолжает Корбулд. – Дэниэл отличный водитель – он действительно дрифтовал сам. У нас была машина без водителя со специальной площадкой сверху, и мы репетировали с ней, на случай, если бы у Дэниэла не получилось или он не захотел бы. Мы могли посадить актеров внутрь и снять это вращение, управляя из кабины сверху. Так что, у нас были варианты».
Еще нужно было убирать следы от шин после каждой съемки. После каждого дубля их попросту смывали. Большинство улиц в старом городе вымощены отполированным от времени камнем. И съемочная группа боялась, что следы от шин с них не смоются из-за сильного трения. Но координатор трюков Ли Моррисон перед каждым дублем поливал площадь известным прохладительным напитком (Пепси-кола, – прим. пер.), и это усиливало сцепление.
Гонка с лэндроверами
Гонка с лэндроверами была снята в реале – машины действительно прыгали по неровностям локации. Это прототипы модели Land Rover Defender. Машины были укреплены изнутри для вращения по склонам, и в них работали водители-каскадеры.
«Каскадеры – классные ребята, – говорит Корбулд. – Они делают восемь переворотов по холму, потом выходят, смеются, и садятся в следующую машину».
В сцене в лесу также применяли спецэффектный дым. А кадры, в которых Defender врезается в лежащий поперек дороги ствол дерева и переворачивается, сняты с помощью азотной пушки.
Тонущий корабль
В одной из сцен фильма траулер, на котором плывут Бонд и агент СРУ Феликс Лейтер, переворачивается и тонет. Эти сцены снимали в павильоне студии Пайнвуд.
«Это дна из моих любимых установок, – говорит Корбулд. – Я обожаю гимбалы, поэтому управлял установкой сам».
Эта установка могла вращаться на 360 градусов, и она погружалась в воду. Сцену репетировали с каскадерами. Установка переворачивалась и лестницы меняли свой угол наклона. А пузырьки сжатого воздуха дополняли иллюзию вращения.
Внутри установки было не так много места и сниматься в ней было весьма страшновато. Но многие панели декорации были съемными, и их можно было просто пнуть, чтобы выплыть. Такие предосторожности необходимы при работе с актерами.
«Джеффри и Дэниэл так хорошо отыграли сцену, что никто не заметил тонущего гимбала, – говорит Корбулд. – Но это именно то, чего мы хотели добиться».
Взрыв траулера
Это был настоящий траулер, который владельцы хотели получить в целости и сохранности назад после съемок.
«Это было очень крепкое металлическое судно – рассказывает Корбуд. – Нам пришлось бы сильно постараться, чтобы разломать его. Но все равно пришлось осторожничать. Мы провели много тестов в Пайнвуде прежде, чем отправились на Ямайку снимать эти кадры».
Проблема в том, что нужно было снять улетающий самолет и взрывающийся траулер одновременно. А снимали эту сцену с операторского вертолета. С первого дубля не вышло, пришлось делать второй.
Финальный взрыв
«Мы сделали финальный взрыв в реале – на равнине Солсбери, – делится Корбулд. – Это была серия из трех взрывов, и вместе они выглядели монументально. Мы были прямо посреди равнины, и никакой съемочной группы – все камеры были установлены статично и просто снимали в автоматическом режиме. И три гигантских взрыва».
Все три взрыва были расположены там, где они были по сюжету – как если бы это был реальный бункер и реальный остров. Так что, первый взрыв был расположен на расстоянии 270 метров, второй – на расстоянии 182 метров, и третий – за 65 метров от камеры. И последний взрыв занял весь экран. На каждом было использовано по 40 килограмм взрывчатого вещества и 180 литров горючего.
Мечта о бОльшем
Крис Корбулд постепенно переходит в статус режиссера второй съемочной группы.
«На самом деле для супервайзера спецэффектов идти в эту область весьма необычно, – говорит он. – Постановщики трюков получают эту должность быстрее и проще, потому что они ставят хореографию боя. Но мне давно хотелось, и я мечтаю о действительно большой экшн сцене в фильме.
Например, погоня на танке в «Золотом глазе» – это моя идея. И падение поезда в метро в «Скайфоле» – тоже. Сэм Мендес позвонил мне и говорит: «У меня есть пешая погоня в метро, и очень хочется закончить ее большим отвалом башки». Моим главным моментом с бондианой была встреча с Сэмом Мэндесом и Барбарой Брокколи. Они были недовольны финалом «Скайфола» и хотели чего-то большего. Они попросили меня придумать что-то зрелищное. И я придумал вертолетную атаку на дом, и потом пожар. Мэндес велел мне сделать превиз с превизуализаторами. Потом он внес пару правок и сказал: «Окей. А теперь я хочу, чтобы ты это снял со второй съемочной группой». Я кайфовал на каждой минуте съемок.
Так что, много лет я давал свои идеи другим, и они отлично справлялись с ними. Но все равно, это было не то, что я видел в своей голове. Продюсеры боялись доверить мне съемки, потому что они считали, что, если я уйду, спецэффекты пострадают. Я делаю эффекты 47 лет, и уже хочется чего-то более спокойного.
Я был режиссером второй съемочной группы на фильме «Кристофер Робин», и это было круто: мы снимали сцену обеда с пятью несуществующими животными. Их не было, но камеры должны были двигаться, как будто бы животные были за столом. Я получил массу удовольствия».
#vfx #спецэффекты #не время умирать #джеймс бонд #Крис Корбулд