Найти тему

«Два голоса — женский и мужской»

15 октября 1977 года на сцене ДК «Украина» в Киеве состоялась премьера одного из ранних шедевров Бориса Эйфмана — одноактного балета «Двухголосие».

Спектакль, поставленный на музыку Pink Floyd, в тот вечер произвел эффект разорвавшейся бомбы и стал хореографическим потрясением для публики.

Дуэт был во многом вдохновлен драматичными отношениями главных звезд новой труппы — Аллы Осипенко и Джона Марковского. Наблюдая за их пылкой страстью и словно пропуская через себя все эти эмоции, Борис Эйфман создал номер-посвящение:

«Двухголосие» — это результат каких-то внутренних духовных процессов, размышлений, жизненного опыта».

«Эйфману хотелось рассказать о своих душевных тяготах. А нам с Джоном хотелось поведать о собственных непростых взаимоотношениях. «Двухголосие», как и другие постановки Бориса, посвящено любви. Этот номер, в некотором смысле, автобиографичен для каждого из нас» (Алла Осипенко).

Первое выступление состоялось практически «нелегально» — худсовет запретил «Двухголосие» и не дал разрешение везти номер на гастроли. Комиссия требовала убрать «половые сцены» и возмущалась: как Алла Осипенко, балерина с таким именем, может танцевать без пачки в телесном трико? Как можно показывать советскому зрителю столь сексуализированный дуэт под музыку запрещенных Pink Floyd? Такое было недопустимо в 1977 году. Но Борис Эйфман боролся за свое детище до последнего, и в итоге «Двухголосие» было показано на сцене:

«Когда партийные чиновники услышали, что мы будем показывать балет на музыку Pink Floyd нам сказали: «Этого не может быть на сцене украинского театра!» А все билеты уже проданы. Помню, мы с Аллой Осипенко ответили, что если не будет балета на музыку Pink Floyd, значит, труппа вообще не станет выступать. Спектакль начинался в семь тридцать, и до семи часов администрация решала, быть ему или не быть. В конце концов они поняли, что скандал выйдет им дороже и придется возвращать публике деньги за билеты. И наш спектакль разрешили показать всего один раз» (Борис Эйфман. В начале был жест // Литературно-художественный журнал «ЭТАЖИ». 2017).